Для ТЕБЯ - христианская газета

Иконы: белое и черное
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Иконы: белое и черное


Видя, что некоторые верующие избирательно, очень избирательно относятся к подбору икон для себя, я давно хотел понять, чем одни иконописные изображения отличаются от других. А толчком к изучению этой темы послужил разговор с протестантским пастором, который задал мне вопрос: \"Зачем христианам иконы, разве нельзя обойтись без них?\". Из письма – ответа на его вопрос сначала возник замысел статьи, а затем уже и глава книги (здесь мысль изложена шире, так как я обращаюсь к христианам различных церквей).
Начав с изучения документов, рассказывающих о самых первых рисунках и скульптурах на христианские темы, шаг за шагом, я стал познавать удивительный мир – мир поклонения Богу и выражения любви к Богу через написание икон. Более того, Господь показал мне, как иконописец своим творчеством может не только возносить наш дух к Небесам, но и передавать нам пророческое слово, раскрывать чувство любви ко Христу. Впрочем, всё по порядку.

Так уж сложилось, и это Божий замысел, что мы приходим к Иисусу Христу из разных народов с разным культурным и историческим наследием. И если мы, верующие, будем искать друг в друге то, к чему можем придраться, то так и будем продолжать хулить друг друга и враждовать друг с другом.
– Вы, православные, идолопоклонники – вы на иконы молитесь!
– А вы, протестанты, еще хуже, вы на своих пасторов молитесь! (ведь протестантские пасторы стоят перед молящейся церковью, да еще и на возвышении, не как у православных, где во время молитвы священник стоит среди верующих).
Идя таким путем, мы ни к чему доброму не придем. Никогда не придем, и будем все виновны пред Богом. Поэтому, давайте постараемся познать друг друга, познав – понять, а поняв, может и сможем простить друг другу наше некоторое несходство.

Начнем исследование с истории возникновения первых изображений Иисуса Христа, Апостолов и других верующих – с прототипов икон. Сразу же хочу отбросить различные легенды о нерукотворных образах и плащаницах, так как достоверность этих источников у меня вызывает большие сомнения. Да и слова Священного Писания опровергают эти легенды.
Например, плащаница. Она представляет собой полотно, на котором отпечаталось полное изображение человеческого тела с двух сторон, в том числе и лица. А в Евангелии от Иоанна сказано: \"Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте. (Иоан.20:6,7)\". [1] То есть Иисус Христос был обвит пеленами, как мумия, да еще к тому же написано, что голова Его была завернута в отдельный плат.
Так же и с нерукотворным образом. В легенде о его возникновении говорится, что художник не мог написать портрет Иисуса Христа из-за сияния, исходившего от Его лица. Но сказано: \"Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему… Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. (Ис.53:2,3)\". Как видите, слова о якобы видимом сиянии славы, исходящем от лица Иисуса опровергаются Священным Писанием.
Но я встретил и очень серьезное историческое подтверждение того, что с самого начала, со времени земного служения Иисуса Христа создавались Его изображения. Конечно же, не иудеи начали создавать первые изображения (в их культуре нет тяги к изобразительному искусству). А вот эллины – для них было привычно изображать всё важное и неважное в их жизни.
Приведу свидетельство одного из самых ранних историков христианства – Евсевия Кесарийского (263-339 гг.): \"Около Кесарии Филипповой, которую финикияне называют Панеадой… Так как я вспомнил об этом городе, то считаю неправильным пропустить рассказ, который стоит помнить и нашим потомкам. Говорили, что кровоточивая, о которой мы из Святого Евангелия знаем, что она нашла исцеление от своей болезни у Спасителя, была оттуда родом; в городе показывают её дом; доселе есть дивный памятник благодеяния, оказанного ей Спасителем. На высоком камне у дверей ее дома высится бронзовая женская статуя. Коленопреклоненная женщина протягивает руки вперед, как умоляющая; напротив нее – отлитая из того же материала фигура стоящего мужчины, красиво окутанного плащом и протягивающего руку женщине. У ног его, на самом пьедестале, растет какая-то неизвестная трава, доходящая до подола бронзового плаща: это – целебное лекарство от всех болезней. Эта статуя, говорили, изображает Иисуса; она уцелела до сих пор; я, будучи в этом городе, видел ее собственными глазами. Нет ничего удивительного в том, что в старину язычники, облагодетельствованные Спасителем нашим, это делали. Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей. Кресло Иакова, первым принявшего от Спасителя и апостолов епископство в Иерусалимской Церкви и неизменно называемого в Священном Писании братом Господним, сохранилось до сих пор. Тамошние братья от поколения к поколению оберегают его, воочию показывая всем, какое почтение к святым мужам за их боголюбие хранят наши современники\". [2]
В конце третьего – начале четвертого века, когда Евсевий Кесарийский писал эти строки, еще даже Библейский канон не был полностью утвержден, еще не собирались Вселенские Соборы (первый был собран в 325 г.), Рим продолжал гнать Церковь и, конечно же, никакого деления на христианские деноминации еще не было, и никакого иконопочитания не было – самого понятия \"икона\" не было. Поэтому свидетельство автора объективно и вызывает доверие.
Итак, различные формы изображений Иисуса Христа, Апостолов и других членов Церкви, в виде скульптур, рисунков и в других изобразительных формах, стали появляться еще в первом веке, при Апостолах. Хотя, повторяю, эти изображения еще нельзя назвать иконами. И, конечно же, в те времена никому и в голову не могло прийти, что спустя несколько веков, написанные красками на досках изображения на Библейские темы станут камнем преткновения для верующих и даже станут причиной гонений одних христиан другими.

Шло время, церкви менялись (всё меняется, только один Бог неизменен), и к концу четвертого века христианство было уже не только легализовано Римской империей, но и обрело статус государственной религии. В те времена в церквях произошли не просто частичные, а глобальные перемены – как внешние (в обрядах), так и внутренние: простые новозаветные исповедания были преобразованы в сложные вероопределения, имеющие законодательную власть \"по букве\". На Церковных соборах были сформулированы символы веры и утвержден Библейский Канон. Естественно, важнейшую роль в становлении и развитии Христианской догмы играли таинства и литургия. Например, крещение, совершаемое по Мф.28:19: \"Во имя Отца, Сына и Святого Духа\" или \"Правило веры\", которое верующие обязаны были читать во время богослужений.
Вместе с богословскими, формировались и устанавливались новые внешние атрибуты религии: определенная архитектура и обстановка храмов, одеяния служителей и так далее. Хотя внешние атрибуты оказывали не прямое влияние на жизнь церквей, но оно было очень существенным. И это естественно, потому что наши сердца различным образом, в разных формах отзываются на то, что Господь Бог говорит нам.
Таким образом, можно сказать, что сама человеческая природа предопределила возникновение произведений искусства на христианские темы, и они выразились в различных формах: в музыке, в архитектуре, в скульптуре и в изобразительном искусстве.
В 537 году торжественно освящается собор святой Софии в Константинополе. Был создан шедевр Византийского зодчества. Воистину это застывший в камне гимн во славу Бога. [3] Сейчас мы любуемся красотой мозаик этого собора, созданных византийскими мастерами: несколько вытянутые фигуры на сверкающем золотом фоне, аскетичные лица с огромными задумчивыми и, наверно, даже грустными глазами; позы не динамичные, а застывшие, как бы прикоснувшиеся к неизменной вечности.
Конечно же, такое искусство в совокупности с песнопениями производило неизгладимое впечатление, как на верующих, так и на случайных посетителей храма. Но молиться на эти изображения и целовать их так, как это принято сейчас в некоторых церквях, было физически невозможно, потому что они находятся на большой высоте, над входами в храм, на потолке и на сводах его.
Да мозаики Софийского собора, хотя и были созданы гораздо позже его постройки – уже после времен иконоборчества, хотя они и были выполнены по зарождавшимся канонам иконописи, их исполнение и местоположение не совсем соответствует понятию иконы.
Но вернемся на полтора столетия назад, к первой половине восьмого века. К тому времени уже давно миновала эпоха отцов Церкви, таких, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Августин Аврелий. Уже более века существовал и стремительнейшим образом расширял свое влияние в мире Ислам, и мусульмане стояли под стенами Константинополя.
В первой половине восьмого века на Византийский престол взошел талантливый, но властный император, Лев-III. Он сумел отстоять империю от арабов. Но внутреннее состояние её требовало реформ. Заодно с государственными реформами, Лев-III своими властными методами решил навести порядок и в Восточной церкви.
Император видел, что после периода Отцов Церкви христианство переживало не лучшие свои времена. Церковное руководство, оставив Небесное, погрязло в борьбе за власть. Простые прихожане – по сути, язычники, массами влившиеся в христианскую религию, не познав ни Христа, ни истины о спасении, \"притащили\" в церкви свои языческие привычки. А тут еще мусульмане критиковали (и обоснованно критиковали) христиан за их, прямо-таки языческое почитание икон и реликвий (останков и священных предметов).
Изображения того времени уже можно назвать иконами. Потому что уже были созданы основы школы иконописи, в монастырях возникли иконописные мастерские. Но главная беда была в том, что у многих прихожан церквей изменилось отношение к изображениям: среди них утвердились поверья, что определенные иконы защищают от некоторых болезней и бед. По сути, они стали использоваться как языческие амулеты и идолы (этому способствовали, и сребролюбивые церковноначальники, и монастыри – поставившие производство и продажу икон на поток).
Лев-III всё это видел. Видел, что почитание икон и реликвий приобрело небывалые размеры, превратившись по существу в суеверие, в идолопоклонство. Видел, что иконы, церковная утварь и даже само Священное Писание, призванные помогать человеку проникнуться духовным, познать истину и обратиться в искренней молитве к Богу, в руках людей двоеверующих (полуязычников, полухристиан) превратились в элементы идолопоклонства. Таким образом, вполне понятно, что расцветший культ икон, безудержное и безграмотное поклонение им стали мишенью беспощадной критики и насмешек мусульман. И Лев-III начал действовать. Действовать, как привык: жесткими методами стал \"опровергать\" обвинения в идолопоклонстве. Сначала он запретил поклоняться иконам и велел, чтобы в церквях их повесили на значительной высоте. Но это его повеление многие священнослужители саботировали. Не буду гадать о причинах того саботажа, но он был, и это естественно вызвало гнев властолюбивого императора. В результате его идея, направленная против идолопоклонства, вылилась в жестокое уничтожение икон и, вообще, любых священных изображений и реликвий. А заодно начались гонения и на тех, кто имел иконы или писал их (получилось точно по афоризму Черномырдина: хотели, как лучше, а вышло, как всегда).
В итоге, в и так нестабильной стране вспыхнули мятежи. Жесткий правитель стал жестоко подавлять их. А суеверная и идолопоклонническая толпа еще больше стала грабить монастыри и храмы – та самая толпа, что недавно бездумно поклонялась иконам.
В итоге, в и так нестабильной стране вспыхнули мятежи. Жесткий правитель стал жестоко подавлять их. А суеверная и идолопоклонническая толпа еще больше стала грабить монастыри и храмы – та самая толпа, что недавно бездумно поклонялась иконам.
В 754 году император Константин-V Копроним созвал в Константинополе собор, на котором иконопочитание было отвергнуто. Но этот собор не принес мира в Византию. Наоборот, еще больше разжег гонения христиан на христиан; этому способствовали и Римские папы, которые таким образом хотели добиться большей независимости от Константинополя.
Кроме того, в среде богословов решение собора вызывало большие сомнения (и дело было даже не в иконах). Ведь получается, если Церковь категорически отрицает изображение всего божественного, то таким образом, хотя и косвенно, Она отрицает и саму идею, саму возможность воплощения Духа и возможность одухотворения материи. А это уже противоречит Священному Писанию. Ибо в Нем сказано и о воплощении Иисуса Христа от Святого Духа, и о духовной силе праха умершего пророка Божия, и о чудесах, совершаемых с помощью жезла Моисея, с помощью платков и опоясаний Павла, и одежды Господа, и даже тени Петра: напомню эти места Писания.
\"Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.\" (Лук.1:34,35)
\"И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.\" (4Цар.13:21)
\"Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них.\" (Деян.19:11,12)
\"И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его (Иисуса); и тотчас течение крови у ней остановилось.\" (Лук.8:43,44)
\"Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.\" (Деян.5:14-16)
И, пожалуй, самое важное свидетельство: \"И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоан.1:14)\".

Живший в восьмом веке византийский богослов Иоанн Дамаскин, отмечал, что в христианской живописи кроме объективной (изображение библейского события или человека) присутствует еще и субъективная составляющая, передающая духовное переживание от художника к зрителю. Таким образом, икона несет не только информацию, напоминание (особенно для неграмотного человека или не знавшего греческий язык: так как литургия на Востоке проходила на греческом, а на Западе – на латыни), но и возрождает определенный возвышенный духовный настрой, духовное отношение к описанным событиям: не к доске с краской, а к тому, кто изображен на этой доске и что изображено на этой доске. [4]

Прошло еще тридцать лет, и в 786 году в Константинополе регенша Византийского престола Ирина, созвала новый собор, который, наоборот, постановил почитать иконы.
Что сказать об этом соборе? Он хотя и назывался Церковным, был такой же политической игрушкой в руках Византийских правителей, как и собор 754 года. Первый узаконил волю Льва-III и Константина-V – иконоборцев, второй узаконил волю Ирины – иконопочитательницы (вернее, противницы того, что делал Лев-III).
А что мы знаем о самих Византийских правителях? По утверждению православных источников, Лев-III был отважным, но жестким и властолюбивым, а Ирина – женщиной властной и коварной. [5] Таким образом, исходя из характеристик правителей, я не вижу в них ни познания Истины, ни любви к Богу.
После того собора, как и следовало ожидать, за чрезмерностью иконоборчества последовала чрезмерность иконопочитания: из крайности в крайность. И хотя решением собора иконы были признаны лишь \"напоминательными начертаниями\" и почести разрешалось воздавать им только как образам тех, кто на них изображен – то есть иконопочитание должно было быть очень ограниченным и осмысленным, в большей мере как отвержение идеи иконоборчества. Но к сожалению, для многих и многих членов церквей сами иконы, а не только изображенные на них личности, стали объектом поклонения и даже паломничества.
В течение всей первой половины девятого века продолжалась борьба иконопочитателей с иконоборцами (хотя на самом деле это было отражением участия церковнослужителей в борьбе различных правящих сил за Византийский престол). В конце в Византии одержала победу жена императора Феофила, и в 843 году Патриарх Мефодий окончательно утвердил решение собора, на котором было принято решение об иконопочитании (он теперь называется VII Вселенским Собором). В честь этого события был утвержден праздник Недели торжества Православия, отмечаемый 11 марта. [6]

С девятого века в храмах к перегородке между алтарем и средней частью стали прикреплять иконы. Эти перегородки стали делать всё выше и постепенно, к пятнадцатому веку, сложилась форма иконостаса, состоящая из нескольких рядов икон (чаще четырех или пяти), расположенных по определенному плану.
Древнейшие алтари, сделанные на Руси по образцам Древлеправославной Церкви, показывают нам, что стенопись и иконостас представляли в изображениях Церковную историю. Так в куполе рисовали Вседержителя, благословляющего стоящих внизу в храме членов церкви. Ниже изображали 12 Апостолов и так далее. Пространство стен занимали сцены из жизни Богородицы, деяния Иисуса Христа, панорама Страшного Суда. Центром же самого иконостаса был Вседержитель на троне, Богородица и Иоанн Предтеча. Каждый ряд икон представлял определенный период Священной истории: праотцов, пророков, праздники. Главным же рядом считался Деисусный (молитвенный), он достигал иногда до трех метров в высоту.

Таким образом, в течение веков были выработаны типовые образцы росписи церквей. Хорошо это или плохо?
Какие-то формы оформления мест для богослужений существуют в церквях самых разных деноминаций, да и вообще во всех религиях. И везде оформление служит для создания определенного душевного настроя – это могут быть цитаты из священных писаний и религиозные символы, или соответствующее украшение стен. Среди различных христианских деноминаций, этого нельзя не признать, православные храмы наиболее красочно оформлены для создания благоговейного духовного настроя среди верующих.
С другой стороны я заметил, что бедность оформления помещений в протестантских церквях служит скорее не к молитвенному настрою приходящих верующих, а наоборот, отвлекает от духовного настроя. В помещениях этих церквей создается атмосфера не духовного благоговения, а атмосфера какого-то клуба: верующие до самого начала богослужения разговаривают между собой (о чем угодно), смеются, суетятся телом и душой. И только призыв пастора к молитве отвлекает их от этого блуждания умами и сердцами.
Хотя и чрезмерное изобилие, и красота росписи тоже вредны, ибо такие храмы становятся \"вещью в себе\", то есть не служат своей духовной цели – созданию молитвенного настроя и воспоминанию написанного в Священном Писании. Такие \"картинные галереи\" отвлекают от духовного настроя, и многие люди приходят в подобные храмы не молиться, а поглазеть по сторонам. Да, найти ту духовную грань, чтобы у входящего в храм возникало благоговейное желание молиться Богу, очень сложно.

Я вкратце рассказал историю возникновения икон и убранство храмов. А теперь переходим к самим иконам. Именно к древним иконам: ведь я обещал познакомить вас с мужем Божьим – Андреем Рублевым.
Хотя нет, сначала нужно расставить точки над \"i\", нужно указать на то, что не относится к данной теме – к иконам, как средству поклонения Богу. Сразу нужно отмежеваться от всяких, так называемых, иконок-амулетиков и крестиков-амулетиков. Ибо то, как ими пользуются, и то, ради чего их производят, можно считать идолопоклонством.
Также, прежде чем мы рассмотрим, как образец для размышлений, несколько старинных икон, я хочу, а вернее не имею права не отметить еще один вид идолопоклонства с иконами. Так, например Русская Православная Церковь постановила 6 июля отмечать праздник Владимирской иконы Божией Матери, в благодарение за избавление ЕЙ (?!) Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году. Здесь явный пример того, как икона (именно, как изображение, нарисованное человеком красками на деревянной доске) превратилась в \"спасительницу и освободительницу\". И уже не Богу воздается хвала, а иконе. А это тоже идолопоклонство. Таким образом, безусловно, хорошо написанная икона перестала служить своей изначальной цели: быть напоминательными начертаниями, и стала напоминать уже не о Рождестве Иисуса Христа (ради чего писалась), а о \"своём\" подвиге.
Что же делать с теми священными вещами, которые перестают служить своему изначальному предназначению?
Поищем ответ в Библии.
\"Воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. Двадцати пяти лет был он, когда воцарился, и двадцать девять лет царствовал в Иерусалиме; имя матери его Ави, дочь Захарии. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его; он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. На Господа Бога Израилева уповал он; и такого, как он, не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него. И прилепился он к Господу и не отступал от Него, и соблюдал заповеди Его, какие заповедал Господь Моисею.\" (4Цар.18:1-6)
Я специально взял большой отрывок, чтобы вы увидели, что Езекия не был каким-то богохульником. Но он именно ради Бога истребил медного змея, которого сделал Моисей по воле Божией и через которого Бог явил многие и многие исцеления, и, более того, этот змей ведь и сделан был как прообраз Иисуса Христа – Спасителя. Видя, что великая реликвия в глазах людей превратилась в \"вещь в себе\", в самостоятельный объект поклонения – царь Езекия повелел уничтожить её. Сразу хочу обратить ваше внимание на тот факт, что никто иной, а только царь Израиля уничтожил идола своего народа. Никто другой не имел права сделать этого (да и толку не было бы, если бы того змея уничтожил другой человек – израильтяне отлили бы другого змея и поклонялись ему).
Братья и сестры во Христе, я привел пример с царем Езекией, вовсе не для того, чтобы возбудить у кого-то гнев против самой иконы Богоматери, она – всего лишь икона – начертание, напоминающее о Рождестве Христовом. Я привел пример с истреблением Нехуштана, чтобы сказать, в первую очередь, церковноначальникам: \"Исторгните из церквей языческое отношение к сей иконе (да и ко многим другим), пока не настали времена скорби, когда вы подобно царю Иезекии будете в ужасе и скорби пред грядущим вторым Пришествием Господа прятать и истреблять все, что уводило верующих от любви ко Христу, от познания Его\".

Вышеперечисленные случаи, конечно же, не исчерпывают всех ситуаций, когда иконы могут стать объектами идолопоклонства. Но так как я не ставил перед собой задачи: исследовать идолопоклонство с иконами, а желаю глубже понять значение и цель иконы для многих христиан в хождении их по вере, то перейдем к самим иконам.
Давайте рассмотрим одну из самых известных древних икон – \"Троицу\" Андрея Рублева (см. рисунок ввехру)
Иконописец не придумывал и не искал в окружающей его жизни сюжет или лица для своей живописи, а следовал правилам иконописи. Но в тоже время иконы, написанные Андреем Рублевым, отличаются от написанных, например, Феофаном Греком или Дионисием. Воистину, художник несет в своем творчестве свое миропонимание, как пророк в пророческом слове несет помимо Божьего слова, свое личное его отражение. Итак, \"Троица\".
Икона сейчас хранится в Третьяковской галерее, а я увидел её в Эрмитаже в 1983 году (вероятно, был выездной показ). В те годы я был еще абсолютно далек от Христианства, но меня поразила \"Троица\" (и это в Эрмитаже, среди четырехсот залов с лучшими произведениями искусства со всего мира).
Сюжет иконы прост: три Ангела сидят за столом, на нем чаша с бараньей головой, – вот и всё. Но есть в этих Ангелах что-то завораживающее, что-то такое что увлекает, переносит смотрящего в их мир. Что в Них заставляет человека остановиться в его беге по жизни, и пусть еще не задуматься о духовном, о смысле своего бытия, но уже остановиться? Воистину, как будто начинаешь постигать, что кроме твоего суетного сущего мира, есть другой, невидимый и неведомый.

Теперь я понимаю сюжет \"Троицы\" и смотрю на неё более осмысленно, как говорится, могу не только посмотреть на изображение, но и \"прочесть\" его. Но эмоциональное впечатление так и осталось неизменно сильным, и именно сильным духовно, приносящим мир и очищение в душу.
Три Ангела на иконе Андрея Рублева очень похожи: золотые крылья, рыжие волосы, сходная одежда, и в то же время Они различны. Склоненные в глубокой задумчивости головы, лица скорбные и сосредоточенные. Ангелы сидят раздельно, но они едины. Всё изображение как будто заключено в круг, в центре которого чаша – жертвенная чаша. Три Ангела – это Ангелы, пришедшие к Аврааму и вкушающие трапезу у него, когда шли они совершить суд над Содомом и Гоморрой. Но иконописец великим и таинственным образом от трапезы у дубравы Мамре перенес нас на Небо, в тот момент, когда Сущий Триединый Бог принимал решение о Жертве Сына за грехи людей. И мы уже как будто видим печаль и решимость Бога принести великую искупительную Жертву. И баранья голова в чаше уже становится прообразом жертвы Иисуса Христа. И в сидящем слева Ангеле, благословляющем чашу, мы уже как будто видим Отца. В сидящем посредине, сложившем особо два пальца, как будто видим Сына и Его двуединую природу. Справа, уже как будто видим единодушного с Ними, Святого Духа. И теперь понятна нам та тишина и пустынность, которую создал иконописец, – ведь здесь запечатлен величайший момент в истории мироздания. Теперь понятна нам и та светлая скорбь.
Мы смотрим на икону: лица … единство Трех … чаша. А на заднем плане стилизованное дерево и дом? … Ах да, вспоминаю, Авраам и дубрава Мамре! Но почему мы воспринимаем горы, дом, дерево, как что-то полуреальное, что-то иллюзорное? Ведь то, что земное, то, что относится к земному, кажется, должно быть более явственным. А мы его на иконе воспринимаем, как какое-то далекое эхо, как гадательное видение, как пророческий образ будущего события. А то, что Небесное – это мы видим так, как будто сами, таинственным образом присутствуем на том совете Троицы. Прямо пред нашими глазами свершилась маленькая тайна: невидимое, духовное стало для нас более зримым, чем материальное, земное.

Всмотритесь в \"Троицу\" и постарайтесь увидеть молитву художника. Молитву, звучащую из далекого пятнадцатого века, как звучат молитвы в музыке Баха и Вивальди.
Давайте остановимся, и насладимся созерцанием, и задумаемся. Ведь благодаря иконописцу нам стала ближе и роднее Святая Троица. Ведь благодаря Рублеву мы стали сопереживающими Отцу, Сыну и Духу Святому в тот, страшный и великий момент начала мира.

Теперь хочу рассказать вам, как через иконопись автор может благовествовать об Иисусе Христе словами Евангелия, как может нести нам пророческое слово. Посмотрите еще на одну икону, написанную Андреем Рублевым: \"Спас в силах\" (см. рисунок вверху).
Сначала отмечу детали изображения. Просто, без всякого анализа перечислю то, что видимо. В центре, явно выделяясь из всей цветовой гаммы иконы, изображена книга. Она на коленях человека. Далее – сам человек в белых одеждах, восседающий в красном цвете. Он восседает на троне, но трона почти не видно, он лишь контурно проступает через изображение. Дальше, слой за слоем, изображен красный ромб, черный овал и опять красный прямоугольник.
Теперь предлагаю \"прочитать\" икону, поразмыслить над тем, о чем рассказывает иконописец. Думаю, сделать это будет нетрудно, так как сюжет иконы прост и дан как бы послойно. Итак, вначале книга, и не просто книга, а Книга – слово Божие. Книга покоится на коленях Бога и Человека, и понятно, что это Иисус Христос. Он в белых одеждах праведности и восседает на троне в свете, а свет окружен тьмой, но тьма не превосходит свет по своим габаритам. Более того, создается впечатление, что Господь попирает Своими ногами эту тьму. И самый нижний слой в иконе – это тоже свет, вернее даже будет сказать Свет. И свет, в котором пребывает Спаситель (изображенный в виде ромба), воспринимается уже, как тот первичный Свет, прорвавшийся сквозь заслон тьмы – как свет истинный, рожденный от Света.
Молитвенно вглядываясь в икону, вдруг начинаешь осознавать в себе слова, – всё яснее и яснее звучащие слова, как бы исходящие из этого изображения слова: \"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:1-5)\".
Еще раз обратитесь к иконе. Воистину Слово у Бога и Он как бы дает Его нам, дарит Свое Слово нам, грешным людям. И тьма пытается отторгнуть от первичного Света Человека Иисуса Христа, но видно, что она бессильна, что, наоборот, Христос прорвал её и принес нам благодать. И хотя Спаситель изображен здесь в славе, но Он не судит, а благословляет нас, верующих в Него. Он для нас, верующих в Него, и будучи во славе остается любящим Спасителем, а не грозным Судьей.

Так, благодатью Божьей, через вдохновение и труд иконописца зазвучали слова из Евангелия, обрели образное, эмоциональное выражение и через это стали нам еще ближе – они прозвучали как бы внутри нас. И глядя на икону \"Спас в силах\" уже хочешь воскликнуть: \"Се, Икона!\". И теперь стала нам понятна простота и даже некоторая нарочито грубая условность изображения. Ибо сия икона – она, как притча, как стих в Евангелии – кратка и точна в своей мысли. И величие Андрея Рублева состоит в том, что он принял и принес нам слово Божие точно. Точно по самой истине Священного Писания. И в этом своем служении иконописец уже предстает пред нами, как пророк Божий. Ибо он донес до нас истину, нисшедшую от Бога (не просто рассказал о Боге, а именно принял от Бога, переплавил в страдании своего сердца и принес нам весть, как откровение Божие).

Чтобы вы смогли нагляднее увидеть разницу между иконой, как изречением слова Божьего и иконой, как рассказом иконописца о Боге, предлагаю еще одну икону: \"Спас в силах\" – икону Преображенской церкви Спасо-Кижского погоста (см. рисунок вверху).
Если внимательнее присмотреться к иконе Андрея Рублева, то и там можно увидеть, что сначала он начал писать что-то подобное этому изображению. И думаю, что второй иконописец постарался воспроизвести изображение, закрашенное им.
Итак, что мы видим? Во-первых, эта икона расписана гораздо четче и красочнее, чем написал Рублев. Изображена здесь вся слава Небес: тут и четыре животных из Откровения Иоанна Богослова; и великий белый престол Бога, окруженный шестикрылыми серафимами; и красные царственные одежды Иисуса Христа; и ветви древа жизни под Его ногами, а как четко прописан венец славы.
Но глядишь на икону и понимаешь, что здесь отражена только мысль автора, его замысел, его старание и его умение писать. Хотя нельзя не отдать должное знанию Библии вторым иконописцем, в частности, Книги Откровения. Но он, взяв за прообраз работу Андрея Рублева, к сожалению, не смог ни познать, ни прочувствовать сердцем истину, что несет нам Бог через то изображение.
Второй иконописец взял известный всем сюжет и написал его, как ему показалось, лучше.

Нет, Андрей Рублев все же лучше написал!
Он действительно смог познать от Бога и передать нам истинную славу Иисуса Христа. Ведь эта слава в самой Его Личности, в Его природе, а не в различных атрибутах славы: не в троне и не в свите из Ангелов и Животных. Посмотрите на икону, написанную Рублевым, и представьте, что сидящий там Человек встанет и уйдет. Что останется? Только темное пятно останется с нечетким изображением стула. Только тьма останется, а вся слава уйдет вместе с Ним, не так ли? А теперь посмотрите на вторую икону и тоже представьте, что Человек, изображенный на ней, ушел. И, как видите, не стало бы только человека, а вся слава осталась бы. Ибо у второго автора слава и величие Спаса отделены от Него Самого, они лишь окружают Его. Смотришь на это изображение и вдруг начинаешь понимать, что воссядь на тот престол кто другой, и он был бы окружен такой же славой. А это уже не есть истина. Это уже от человеков, а не от Бога.
Смотрю я на эти две иконы и представляю следующую аналогию: пред народом стоит пророк Божий и стоит красноречивый проповедник. Пророк сказал скупо, но он передал слушавшим его слово от Бога. А проповедник яркой и красивой речью привлек к себе внимание слушателей и увлек их за собой. Он очень хорошо процитировал Книгу Откровения и показал нам все места, где сказано об Иисусе Христе, грядущем в славе. Но красноречивый проповедник увлек людей только за собой, ибо не было у него пророческого слова от Бога.
Так рассматривая \"Спас в силах\" Андрея Рублева мы увидели, что через икону можно донести до зрителя слово Божие.

В этой главе я рассказал о том, как, и когда возникли иконы и как они утверждались в церквях. Увидели, что иконописец своим сердцем и талантом может явить искреннюю любовь к Богу, свое Богопознание. Не просто увидели пример, а познали, как он возносится к Господу молитвой в своем творчестве. Я рассказал, каким образом откровение Божие, мысль Божья, настроение Божие могут быть переданы средствами изобразительного искусства, иконами. Я старался раскрыть пред вами мысли и сердце истинного иконописца, Андрея Рублева, и думаю, что его труд во славу Божию достоин уважения, как мы уважаем истинных пророков Божьих, как уважаем истинных псалмопевцев Божьих, как уважаем истинных благовестников Христовых.
К сожалению их, истинных, очень мало.

И если кто был в рядах ортодоксальных религиозников, кто был среди духовно пустых ритуальных целователей икон, которые, на самом деле и знать не хотят ни Христа, ни учеников Его, изображенных на тех иконах, которые не читают ни Священного Писания, ни учения мужей Церкви – не будьте такими. Не будьте!
Также, кто был в рядах ругателей, которые, ничего не зная, превозносятся и ругают без разбора, без рассмотрения всё, касающееся икон – не будьте такими. Не будьте! Не будьте, даже если вы и видите, что в вашей церкви таких большинство. Они не правы, сколько бы их ни было и какой бы властью они не обладали.
Иконы: белое и черное. Так что же в них белое, а что черное?
Не в иконах дело! Не в \"Троице\" дело, не в \"Спасе в силах\" дело, не в \"Богородице\" дело, не в \"Сошестии во ад\" и не в \"Преображении\" дело, не в ликах ветхозаветных пророков, Апостолов и святых Церкви Христовой. Хотя нет, и в иконах есть и черное, и белое, вернее в иконописцах. Если это скороспелые работы, выполненные для наживы, если они не несут в себе Божьего откровения, и если в них нет любви автора к Господу Богу – то такие иконы несут верующим вред, вред и только вред. Ибо нельзя входить в святыню духовного мира с чуждым огнем, а тем паче с оскверненным сердцем.
С другой же стороны, если есть любовь к Богу, если есть горение сердца и Божье помазание на работе иконописца – то икона несет благо, ибо восхищает сердца созерцающих её к духовному, к Небесному. И, слава Богу, что Он даровал нам возможность различными способами прославлять Его! Слава Богу!

Я не случайно, прежде чем начать рассказ об иконах Андрея Рублева, много внимания уделил истории иконоборчества и утверждения икон в церквях. Сделал же это, чтобы показать вам, что в той борьбе не было в людях ни любви к Богу, ни откровения Божьего. Чтобы вы увидели, что не были правыми ни иконопоклонники, ни иконоборцы. Не были правыми, ибо ни те, ни другие не были водимы Духом Святым, не имели в себе любви Христовой, а гнев человека не творит правды Божией (Иак.1:20).

И иконопоклонники и иконоборцы были разрушителями. И те, и другие, враждуя, творили ЧЕРНОЕ, а не благое, не Божье дело.

Вот и задумайтесь, а вы – кто вы?
Всё дело в людях.
Вот вам белое и черное!

Да благословит вас Господь Бог! Да откроет вам истину Свою Небесную и любовь Свою Небесную!


СНОСКИ

[1] Все Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе
[2] Евсевий Кесарийский. Церковная история. Кн.7:17-19.
[3] Википедия. Свободная энциклопедия: Собор святой Софии (Константинополь).
[4] Вывод сделан на осн.книги Иоанна Дамаскина.Против порицающих святые иконы: сл.3.
[5] Мень А. История религии: в 2 кн.: учебное пособие. Т.2., с.136-138.
[6] Православный календарь.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
3. Евсевий Кесарийский Памфил. Церковная история: в 10 кн. Кн.7 [Электронный ресурс]/ Biblical Studies, Русские страницы, тексты 4 века. – http://www.biblicalstudies.ru/Lib/Father4/CH2.html свободный режим доступа.
4. Мень А. История религии: в 2 кн.: учебное пособие/ Протоиерей Александр Мень. – М.: Форум–Инфра–М, 2000 – 2001. – 2 т.: Пути христианства. - 2001. – 224с.: ил.
5. Планета чудес и загадок: Большое путешествие по самым удивительным местам земли/ Marshall Editions, Издательский дом \"Ридерз Дайджест\"; гл.ред. русского издан. Н. Ярошенко. – Пер. с английского. – Бельгия: б.изд., 1997. – 432 с.: ил.
6. Правила VII Собора, Никейского [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. - Режим доступа http://troparion.narod.ru/kanon/pvs/07.htm свободный.
7. Православный календарь [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные. Режим доступа http://days.pravoslavie.ru/Life.htm свободный.
8. Путилов Б. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди/ Б.Путилов. – СПб.: Азбука, 2000. – 460 с.: ил.
9. Советский энциклопедический словарь/ гл.ред. А.М.Прохоров. – 4-е издание. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 1600 с.: ил.
Комментарий автора:
Сия статья вызвала ярость у протестантских религиозников и недовольство у православных. Правда, кроме хулы в адрес автора, в своих комментариях они пока ничего не сказали против написанного. Впрочем, прочтете, сами увидите; только нужно прочесть статью до самого конца, чтобы уяснить, к чему ведет автор.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 1618 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
павлик морозов 2013-06-30 20:43:08
традиционное возражение.
Псалом 113 стихи с 11 и по 16
11 Бог наш на небесах; творит все, что хочет.
12 А их идолы - серебро и золото, дело рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;
14 есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют;
15 есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею.
16 Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них.

не подумайте, что я со злостью или не пониманием.
у меня вопрос даже не о том, зачем иконы. я это понять могу, зачем их пишут.
вы объясните, зачем с ними вокруг здания ходят?
 Комментарий автора:
Здравствуйте, "павлик морозов" (ох и логин Вы себе взяли)! Интересный вопрос; я раньше даже не задумывался: ходят себе верующие с крестами да иконами во время крестного хода, и ходят.
Начнем по порядку. Для чего устраивают крестный ход, неужели недостаточно просто всем собраться и помолиться в храме? Крестный ход – это не просто совместная молитва, это символ духовного наступления Церкви на силы тьмы.
А раз крестный ход является символом духовной брани, то на нем присутствует и символика наступательной духовной силы Церкви: Крест, как символ искупительной смерти Иисуса Христа; икона Богоматери с Иисусом, как символ Рождества Христова; иконы святых, как символ их вечной духовной жизни и молитвенного соучастия с идущими крестным ходом. Легко проглядывается аналогия с маршем войск, идущих со своими знаменами и штандартами (в старину).
Подобия этому есть в Ветхом Завете, например, когда Израиль входил в землю обетованную, то они, по повелению Божьему, обходили вокруг Иерихона и пали стены города (см. И.Нав.6гл.). Были примеры и обратного: хотя израильтяне принесли к войску ковчег завета, но … потерпели поражение от язычников-филистимлян (см. 1Цар.4гл.).
Так что дело не в количестве религиозных атрибутов и идущих крестным ходом, а в духовном настрое верующих, в соответствии их молитвы воле Божьей.

Ну и, наконец, когда идет торжественная процессия крестного хода, то это просто красиво выглядит: так и хочется примкнуть к ней. Лиши крестный ход торжественно-праздничных одеяний священников, лиши красивых религиозных атрибутов, на что будет похож крестный ход? На похоронную процессию – не так ли?
Обратите внимание: процессии всех религий обязательно ярко украшены и несут в себе символику.

павлик морозов 2013-07-01 11:46:04
символы и атрибуты конечно же многое несут. они несут даже порой больше чем Те, кого они символизируют.
ну например если человек оставит своего живого отца а будет носить его фотографию - это тоже будет для кого то символом.
символом того, что у носящего фотографию не все дома.
вот так и хивём.
кто любит фотогроафии а кто живых родителей.
и не говорите что во мне нет любви.
именно из соображениё любви читаю и из соображений любви комментирую прочитанное. а то что любви во мне нет?
так я давно заменил свою любовь символами.
так сподручнне и мне и моей любви.
 
ученик 2013-07-02 11:48:52
Спасибо, за совестливое исследование. Помогай Бог!
 Комментарий автора:
Благодарю Вас за доброе слово, за ободрение в служении словом!

Всеволод vsevolod50@ya.ru 2013-07-04 04:37:22
Здравствуйте.

Если разобрать любую ситуацию, то можно обнаружить разные аспекты.
Например есть некая польза в употреблении табака и коньяка.
Лучшее из всех качеств это простота и прямота.
В Ефесянам 5:1 сказно о поклонении Богу. В тексте фанатичные попытки опровергнуть эту истину. Старайтесь объяснить и обосновать, и вновь объяснить почему человек с столь высого уровня ответственности и духовных высот скатился в меркантильную низменность материального.
 Комментарий автора:
Здравствуйте, Всеволод!
Вы пишете, что я пытаюсь опровергнуть слово: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф.5:1)".
Ничуть! Стих Еф.5:1 начинается с: "Итак" - с подведения итога, а предшествует ему: "Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф.4:31,32)" - я в статье как раз и пытаюсь объяснить братьям протестантам, гордым СВОЕЙ духовностью, и православным братьям, не менее гордым СВОЕЙ духовность, что они братья по вере во Христа Иисуса. А если кто не согласен с этим, если превозносится перед другим верующим, то он - раб СВОЕЙ религиозной деноминации. Пусть остается иконоборцем или иконопоклонником – дело его; только должен знать, что он вершит свои дела, не Божьи.
Серафим Саровский, например, молился у себя в пустыньке пред иконой, но он так же пребывал и в непрерывной духовной молитве сердцем. Он учил верующих быть стяжателями Духа Святого и сам многократно исполнялся Духом Святым. Ответьте, ученик Христов он или идолопоклонник? Возьмем другой пример: Девид Вилкерсон: который со слезами молился за свою страну, пророчески видя, что она погрязла в безумии чувственности и грехов, пророчески видя скорые бедствия от гнева Божьего на США. Ответьте, ученик Христов он или нет? А может не ученик Христов Билли Грэм, который, по его словам (в кн. "Дух Святой") не был крещен Духом Святым, но является одним из величайших благовестников Христовых?
Все они разные, из разных христианских деноминаций, но все они для меня братья во Христе. А вот пастыри любостяжатели, гомосексуалисты, воры и им подобные, будь они хоть пастырями нашей церкви, хоть нашими епископами – не братья они мне, а хуже язычников.
Об этом, по сути, статья моя (только, как пример брата во Христе я взял в ней Андрея Рублева).

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Вникай в учение - Буравец Валерий

*Божья любовь* - Оля Саардак

Глава 5. Как мошенники объясняют свои действия - Фёдоров Павел
http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1085_page_11.html

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
УЭК и чип - Галина Подьяпольская

Статья в газету :
Подари себе любовь! - Татьяна

Поэзия :
Весна-Краса пришла к нам с ручейками! - Раиса Дорогая

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100