Для ТЕБЯ - христианская газета

Дневник по посланию к Галатам
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Дневник по посланию к Галатам



Литературный корректор: Флегонтова Галина

О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В послании к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века, вершиной которой стало послание к Римлянам, а мощным заключительным аккордом послание к Евреям. И даже там, где Павел защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не только лживость слов иудействующих, но и самые основы их коварной ереси.
- - - - -

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ
1 гл. Павел – Апостол, избранный Иисусом Христом и Богом Отцом
2 гл. Апостольский собор подтвердил истинность Евангелия, проповедуемого Павлом
3:1-18 Семь аргументов в доказательство того, что спасение и общение Святого Духа даётся по вере
3:19-29 Для чего был дан закон
4:1-11 О цели пребывания Израиля под законом: дабы вы, галаты, могли получить усыновление Божие по вере
4:12–5:12 От богословского спора с иудействующими Апостол обращается теперь непосредственно к галатам
5:13-26 Любовью служите друг другу, ибо в этом весь закон заключается. Плод Духа.
6 гл. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
- - - - -

ВВЕДЕНИЕ

Сначала немного информации о галатийских церквях: "Ап. Павелъ основалъ церковь въ Галатiи во второе свое апостольское путешествiе, после того какъ имъ основаны были (въ первое путешествiе) церкви въ Писидiи и Ликаонiи. Апостолъ началъ проповедь въ Галатiи при неблагопрiятныхъ обстоятельствахъ – больной, но однако дело его здесь было успешно, и Галаты приняли его какъ Ангела Божiя, какъ самого Христа (Гал.4:14,15)… (Потомъ) Апостолъ снова побывалъ въ Галатiи, но теперь уже заметилъ въ Галатахъ склонность къ появившемуся тамъ iудаизму и обличалъ за это Галатовъ (Деян.18:22,23; Гал.1:9). Въ церковь Галатiйскую несомненно, какъ главный элементъ, входили обращенные Павлом язычники (Гал.4:9), но тамъ же были и iудеи и прозелиты". [1]
Галатия – это страна в центральной области возвышенности Анатолии (современная Турция). [2]

Итак, после Иерусалимского Апостольского собора (Деян.15:1-20; Гал.2:1-9) Павел посетил галатийские церкви, и что он увидел? Что, несмотря на постановление Собора, несмотря на его назидание в этих церквях восторжествовала и господствует ересь иудействующих, стремящихся к отождествлению Христианства с Иудаизмом. Апостол тут же со всей присущей ему горячностью изобличил и осудил эту ересь, чтобы искоренить её, и, кажется, достиг успеха.
Чтобы понять, насколько сложно Павлу было обоснованно, опираясь только на Ветхозаветные книги Священного Писания, изобличать ересь иудействующих, вспомните, что и Иисус Христос в Своих проповедях учил "Сказано древним… (см. Мф.5:21-48)" – то есть опирался на Моисеев закон. Только Иисус Христос учил, что и спасение, и исполнение Божьих заповедей должны быть следствием пребывания верующих в Нём и результатьм личного водительства верующих Святым Духом. А иудействующие еретики своим учением возжелали отделить спасённых во Христе, от жизни во Христе, через порабощение их иудейскими законами и религиозными постановлениями.
Чтобы понять, насколько сложно было галатам противостоять ереси иудействующих, вспомните, что в большинстве своём они были новообращёнными ещё несведущими в духовных истинах людьми, и иудействующим – опытным законникам – не составляло труда запутать их, цитируя к месту и не к месту Закон и Пророков.
Поэтому, как только Павел ушёл, притихшие было иудействующие еретики с новой силой взялись за своё лукавое дело и как всякие коварные дельцы начали с того, что оклеветали Павла, объявив, что он не истинный Апостол, а сам услышал Благую весть от других. Затем, – обратите внимание на коварство их учения, – не отрицая напрямую того, что спасение верующим даётся по благодати Христовой, они стали учить, что всё же для обретения полноты благодати Божьей язычники должны вступить ещё и в Моисеев завет, то есть принять обрезание и соблюдать закон. И вскоре самоуверенная настойчивость, коварная клевета и ложные обещания иудействующих принесли свои плоды: многие галатийские христиане снова были вовлечены в их ересь.
Узнав, что галаты уже во второй раз впали в ересь иудействующих, Павел в сердцах восклицает: "О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине? (Гал.3:1)".
Затем он пишет послание к Галатам.
На первый взгляд это послание выглядит как защита Апостола Павла от нападок иудействующих христиан, обрушивших огонь критики на его самого и на проповедуемое им Евангелие, так как сначала он возвещает о богоизбранности своего Апостольства и что Евангелие получил от Самого Иисуса Христа, потом защищает учение, что благодать Божия даруется и иудеям, и язычникам по их вере, а не за соблюдение закона. Но слова Апостола только на первый взгляд выглядят, как защита, при более внимательном же, молитвенном изучении открывается, насколько сокрушительная для всякой лжи духовная сила заложена в сем послании.
Да, Апостол Павел в послании к Галатам не защищается, вернее, даже там, где защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не только лживость слов иудействующих, но и самые основы их коварной ереси.

Посланием к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века – борьбу с ересью иудействующих. Вершиной этой духовной брани стало послание к Римлянам, а мощным заключительным аккордом послание к Евреям.

Чтобы представить, насколько страшная опасность нависла тогда над церквями не только Галатии, но и всего языческого мира, приведу цитату из Комментариев шотландского богослова Уильяма Баркли: "Под огнём критики находились и сам Павел и проповедуемое им Евангелие. Если бы эта критика взяла верх, христианство было бы сведено к одной из сект иудаизма, могло бы быть поставлено в прямую зависимость от обрезания и соблюдения Моисеева закона, а не делом благодати. Даже страшно представить себе, что, если бы противники Павла одержали верх и Евангелие осталось бы у иудеев, мы, может быть, так никогда и не обрели бы счастья в любви Христовой". [3]

Некоторые читатели могут спросить: "Но нас-то ведь никто не принуждает ни обрезываться, ни соблюдать иудейские обряды, значит, тема послания к Галатам уже не насущна?"
Нет, уважаемые братья и сёстры во Христе, это послание очень даже насущно и именно сейчас, ибо изобличённая в нём ересь действует и ныне, просто она как хамелеон изменила свою внешнюю форму, но коварная законническая сущность в ней осталась прежней.
Насущно послание к Галатам там, где внешняя религиозность и внешнее соблюдение церковных обрядов поставлены выше истинного духовного обновления верующих, а то и вовсе стали подменять его. Конечно, и в таких церквях публично не будут заявлять, что соблюдение церковных ритуалов и уставов более важно для спасения, чем вера во Христа и личное водительство Святым Духом. Но если вы увидели, что многие члены церкви живут не по вере, не прилагая к познанию Христа своего сердца, а лишь внешне соблюдают предписанные религиозные обряды и формы поведения (в том числе и радость, когда полагается радоваться), то разве в этой поместной церкви соблюдение обрядов и таинств не вознесено выше веры во Христа? Явно, что в этой церкви верующие не пребывают во Христе, а стараются исполнять законы сами по себе.
Если в церкви люди погрязли в лицемерии и лжи, и никому до этого нет дела. Но при этом многие воспаляются гневным осуждением, узнав, например, что некто из их церкви выпил кружку молока на Страстную седмицу или, узнав, например, что некий член их церкви отказался приносить свои десятины, то разве не вознесены здесь религиозные обряды и постановления выше освящения под водительством Святого Духа?
Если вы увидели подобное в вашей церкви, то знайте, что и к вам проникла ересь иудействующих, поразившая в своё время галатийские церкви, просто, повторяю, сейчас она "мутировала", приспособившись к новым внешним условиям, но её духовная сущность осталась такой же коварной и такой же смертоносной для жизни во Христе.

Спасаемые, не прибавляйте буквы закона к вере во Христа!
Верующие, не на религиозность свою уповайте, а ищите водительства Святым Духом, и Он более чем научит вас, что делать, чтобы не согрешать, – Он освятит вас!


ДНЕВНИК ПО ПОСЛАНИЮ К ГАЛАТАМ

1 гл. Павел – Апостол, избранный Иисусом Христом и Богом Отцом

1:1-4 Павел Апостол, [избранный] не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых, и все находящиеся со мною братия – церквам Галатийским: благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего.
Вместо традиционного приветствия с первых же слов своего послания Павел провозглашает перед галатами, что он избран на апостольское служение Самим Иисусом Христом – в результате возникает чёткое ощущение, будто он продолжает прерванный на короткое время спор, а не пишет некое самостоятельное послание.
"И все находящиеся со мною братия" – но теперь Апостол опирается не только на авторитет своего призвания во Христе, но и на авторитет всех братий во Христе, находящихся с ним в Ефесе (считается, что Павел написал послание к Галатам вскоре после прибытия в Ефес, примерно в 54-56 годах).
А вот завершает своё вступление Павел словами благословения, исходящего от Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Благословения, ибо любовь Божья не оставила галатов даже сейчас, когда они впали в ересь.
Но, читая эти стихи послания помните, что любовь и долготерпение Божие к верующим, впавшим в ересь, ни в коей мере не распространяются на саму ересь, которая порождена коварной ложью и ненавистью к истине, и поэтому по своей сущности враждебна Божьей вести. И дальнейшие слова Апостола Павла не только однозначно, но и очень эмоционально подтверждают это.

1:6,7 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
"Переходите к иному благовествованию" – это выражение Апостола Павла на языке оригинала звучит гораздо эмоциональнее, гораздо жёстче, чем оно приведено в Синодальном переводе: так, слово metatithemi, переведённое как "переходить", означает не просто переход к иному богословскому учению, а примыкание к враждебной стороне, а слово eterhos, переведённое как "иному", означает не просто иную Божью весть, а ту весть, которая по своей природе вообще не является таковой. Если бы Павел говорил о другой Божьей вести, то он использовал бы слово allos, которое означает другое учение, но одного типа с первым.
Итак, галаты не просто впали в ересь, они примкнули к лагерю противников Евангелия, стали в один ряд с теми, кто хулит и гонит истинных благовестников Христовых.

1:9 Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
"Да будет анафема" – человек, закрывающий другим путь к спасению по благодати Христовой, не только будет предан анафеме Апостолом Павлом, но и Сам Господь Бог навечно отвергнет его от спасения по благодати.
Раньше Апостол не проклинал даже тех, кто бил и убивал его, не проклинал даже тех, кто терзал Церковь, а этих "лжебратий, вкравшихся чтобы поработить нас (Гал.2:4)" предал анафеме, то есть вечному отлучению от Бога.

1:11,12 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
"Я принял его (Евангелие) через откровение Иисуса Христа" – Павел принял Евангелие уже после воскресения и восхищения Иисуса Христа на Небо, но принял он его от Самого Господа, и доказательством этому является признание истинности его благовестия двенадцатью Апостолами (Гал.2:2,9).
Немного отвлекусь от темы послания: интересно, Павел был единственным в истории Церкви, кому Иисус Христос напрямую передал благую весть уже после Своего воскресения и восхищения на Небо, или нет?
Хотя в Священном Писании и не рассказывается о других случаях, думаю, что всё же Павел был не единственным.

1:15,16 Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам.
"Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею" – здесь особо обратите внимание на слово "благодать", которое означает, что Господь Бог избирает человека и призывает на служение по благодати Своей, следовательно Его предопределение всегда служит во благо избранным.
Дополнительно о предопределении Божьем – смотрите комментарии к Иер.1:4,5.


2 гл. Апостольский собор подтвердил истинность Евангелия, проповедуемого Павлом

2:1-9 Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться… Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных… Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам [идти] к язычникам, а им к обрезанным.
И в завершении своей вступительной части Апостол Павел приводит ещё один, пожалуй, самый веский в глазах всякого законника (а иудействующие были законниками) аргумент – он напоминает галатам об Иерусалимском Церковном соборе, на котором другие Апостолы признали истинность проповедуемого им Евангелия.

2:4,5 А вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас.
"Чтобы поработить нас (Церковь)" – чем же те лжебратия могли поработить Церковь?
Законом. Они вкрались, чтобы христиан сделать подзаконными и тем оторвать от пребывания во Христе и познания Христа. А ещё, чтобы через страх перед буквой закона и через страх перед их словами – как толкователей буквы закона – подчинить поместные церкви себе. Захватив религиозное лидерство увести верующих от личного водительства Святым Духом.

2:10 Только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Апостолы Иаков, Пётр и Иоанн попросили Павла и Варнаву о сборе пожертвований для Иерусалимской церкви, так как в Иудее в то время был голод.
Такая забота церквей друг о друге лучше всего свидетельствует о единстве их в Господе Иисусе Христе.

2:11-14 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски.
"Если ты, будучи Иудеем, живешь по – язычески, а не по – иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по – иудейски" – почему Апостол Пётр засуетился и стал поступать неправильно, когда пришли братья из Иерусалимской церкви?
Если бы Пётр придерживался ереси иудействующих, то он сразу бы высказал своё несогласие с Павлом, но сначала он был во всём с ним солидарен и пребывая среди христиан из язычников жил вместе с ними, как и Павел, а потом вдруг…
Причина перемены в поведении Петра объясняется тем, что уверовавшие во Христа иудеи, живя среди своего народа, по-прежнему оставались частью своего народа и жили по законам своего народа. Поэтому, когда пришли из Иерусалима – его церкви – братья иудеи, Апостол Пётр решил примкнуть к друзьям иудеям (а будучи вместе они – иудеи, естественно придерживались обычаев и законов своего народа).
Увидев это, Апостол Павел сделал ему замечание, что, поступая так, он хотя косвенно, но даёт понять уверовавшим из язычников, что те для него не столь близки, как единоверцы из его народа.
Такой поступок Апостола Петра нельзя назвать мудрым, ибо чтобы поступить по духу, ему нужно было не отделяться от Антиохийских верующих к пришедшим друзьями, а, наоборот, познакомить иудеев, пришедших из своей Иерусалимской церкви, с антиохийцами и собираться всем вместе, пока они гостят в Антиохии. Такое отделение Петра нельзя назвать лицеприятием в полном, негативном смысле этого слова, ибо он не хотел уничижать антиохийских верующих, просто друзья из Иерусалима были более близки ему по-человечески.
Увидев это, Апостол Павел напомнил Петру, что он в Антиохии присутствует не просто как частное лицо, а как Апостол и не должен забывать заботиться обо всех верующих, к которым пришёл по воле Божьей. И уж тем более не должен отделяться от них, ибо такое отделение может быть воспринято ложно, как некая поддержка ереси иудействующих.
Так что приведённое здесь замечание Апостола Павла нельзя воспринимать, как обвинение Петра в отступничестве от истины и в прямом принуждении антиохийцев жить по иудейским законам. Нет, Апостол Пётр пребывал в истине, так же как и Апостол Павел, просто он на время забыл о своей апостольской миссии заботиться обо всех верующих среди которых Господь предопределил ему быть в это время.
И в подтверждение своей мысли приведу слова, ранее сказанные Апостолом Петром: "Сердцеведец Бог дал им (язычникам) свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасёмся, как и они. (Деян.15:8-11)".

2:17 Неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
Далее Апостол Павел опровергает ещё одну ложь иудействующих еретиков, утверждавших, что если верующие во Христа не обратятся к закону Моисееву, то они будут служителями греха.
Нет, отвечает Апостол, если мы пребываем во Христе, то не можем мы быть служителями греха, ибо если бы это было так, то, значит, и Сам Христос был бы служителем греха.
Далее Павел объясняет, каким образом мы через веру и познание Христа перестаём быть служителями греха: "Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня. (Гал.2:19,20)".
Дополнительно о том, почему нельзя служить Богу по закону – см. комментарии к Рим.7:6.

2:21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
И "последним гвоздём" в изобличении не только бесполезности, но и смертельной коварности учения иудействующих об обращении христиан к закону Моисееву, стал аргумент Апостола Павла, что если бы был ещё какой-нибудь путь к спасению и освящению кроме благодати, даруемой через жертву Христову, то разве Отец отдал бы Сына на смерть ради нас? Конечно же, нет!


3:1-18 Семь аргументов в доказательство того, что спасение и общение Святого Духа даётся по вере

3:1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?
Далее Апостол подробно, по пунктам рассматривает вопросы, относящиеся к спасению и освящению во Христе. Но ведёт свою речь Павел не как некий отстранённый излагатель истин, а как человек, всем сердцем волнующийся за обращённых во Христа через его благовестие. Он восклицает: "Одумайтесь, галаты! Ведь если, приняв верой спасение, дарованное вам Иисусом Христом, теперь вы решили достигать Царства Божьего делами своей праведности, то разве таким решением вы не отвергаете свою веру, разве таким решением вы не хулите кровь Христову?".
"Перед глазами предначертан был Иисус Христос" – это первый вопрос, заданный Апостолом, на который каждый из галатов, переживших истинное покаяние и рождение Свыше, мог дать только один ответ: "Да, я лично пережил явление силы Божьей и лично пережил спасение по благодати Христовой".

3:2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
"Через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?" – это второй вопрос с которым Апостол обратился к галатам, и на который те, кто был рождён свыше, могли ответить только так: "Духа мы получили через наставление в вере".

3:3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
Это был третий вопрос, с которым Апостол Павел обратился к галатам.
Теперь с подобным вопросом я обращаюсь к членам церквей, думающим, что стоят в вере во Христа, а на самом деле возложившим упование на свою религиозность и на свои гуманитарные дела: "Если раньше, придя в истинном покаянии ко Христу, вы по вере обрели спасение, если по вере вы получили жизнь и общение Святого Духа, то почему теперь вы возложили своё упование на религиозность и обрядоверие? Неужели вы такие же безрассудные, как те древние галаты?"
Если так, то учтите, в отличие от галатов, к вам не будет снисхождения Господня, ибо при их жизни ещё не было ни письменного Нового Завета, ни официально утверждённых на Церковных соборах догматов церкви. Так что ныне только ваша духовная лень и ваше духовное безразличие к истине являются причинами того, что начав духом, вы оканчиваете плотью.
Не будет снисхождения Господня обратившим своё упование на свои дела и свою религиозность!

3:4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
Это был четвёртый вопрос Апостола Павла к галатам: "Ради чего вы переносили гонения и страдания за веру, если теперь уповаете на закон?"
Учитывая, насколько рьяно в городах Галатии иудеи гнали Апостолов (Деян.13:50; 14:2,19), учитывая предсказание Апостолов Павла и Варнавы, что верующим во Христа галатам многими скорбями надлежит войти в Царство Божие (Деян.14:22), можно с большой вероятностью утверждать, что вскоре после отшествия Апостолов в Памфилию, галатийские иудеи всю свою ненависть обрушили на местных новообращенных христиан – об этих гонениях за веру и напомнил здесь Павел.
Христиан гнали за веру во Христа, а не за дела закона – так было тогда, так есть и так будет.

3:5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
Это был пятый вопрос Апостола к галатам. И ведь, действительно, ни при Енохе, ни при Ное, ни при Аврааме, ни при Моисее, ни при Иисусе Навине, ни при пророках, ни при земной жизни Иисуса Христа, ни позже – никогда Господь Бог не являл чудес и знамений за чьи-то дела закона – всегда по вере людей Божьих.
Да и сами галаты были свидетелями многих чудес и знамений, явленных Апостолами, – всё это – говорит Павел – мы совершили по вере, а не через дела праведности.

3:6,7 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Далее, к тому, что галаты увидели и познали на собственном опыте, Апостол Павел приводит ещё один аргумент во свидетельство о спасении по вере: Авраама, которому Господь Бог вменил праведность по вере его, а не за дела закона.
Следовательно, вера и только вера является условием правильных взаимоотношений с Господом Богом.

Этот закон действенен для всех потомков Авраама – и для потомков по плоти, иудеев, в том числе и иудействующих христиан, и для потомков по вере во Христа независимо от их национального происхождения.
"Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. (Гал.3:9,10)" – таким заключением Апостол Павел подвёл итог вышеперечисленным вопросам.
Дополнительно – см. комментарии к Иак.2:20-24; Рим.4:3,4.

3:12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Как бы предвидя вопрос галатов-иудаистов: "Если нельзя веру заменить законом, то может быть их каким-то образом можно объединить?".
Но и на это предложение Апостол Павел отвечает категорическим отказом: "(Ибо) закон не по вере". Надеющийся на закон возлагает упование на себя, на свою праведность, а не на милость Господню.
Нет, – если кто желает воскреснуть и достичь Царства небесного через закон, то есть своими силами, своей праведностью, пожалуйста, можете попробовать, но знайте, что до сих пор никому из людей такое не удавалось.
Только Иисус Христос исполнил закон во всей его полноте, но и Он исполнил закон не по плоти, а по духу – силой Святого Духа, то есть, по вере. Так что и Сам Иисус Христос воскрес и восшел в Царство небесное не по закону, а по вере в обетование Божье, ибо обетование было дано Ему, как семени Авраама, намного раньше, чем появился закон Моисеев (Гал.3:17).
Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию. (Гал.3:18)

Итак, это уже седьмой аргумент: все, в том числе и Иисус Христос воскрес и вознёсся в Царство небесное не через дела закона (хотя Он и исполнил закон), а по Божьему обетованию, то есть, по вере.


3:19-29 Для чего был дан закон

3:19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому [относится] обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
"Для чего же закон?" – закон был дан, чтобы показать людям, насколько они греховны, то есть посредством закона выявляются грехи, и второе, для чего был дан закон, это чтобы люди увидели, что своими силами они не могут достичь святости и праведности требуемой Богом. Чтобы они осознали нужду в Спасителе и с упованием ожидали Его прихода – пришествия Иисуса Христа. А теперь, после пришествия Христа, по Божьей благодати Дух Святой действует в сердцах верующих.
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. (Евр.10:1)
К вышесказанному добавлю слова блаженного Фиофилакта Болгарского: "Прекрасно также сказано: "дан после", чтобы показать, что закон дан не в качестве первообразного установления, как обетования, но как бы дан в добавление, по причине многих преступлений, дабы воспрепятствовать хоть немногим. Однако не навсегда был дан закон, но до времени пришествия Христа, к Которому относилось обетование, что о Нем благословятся народы. Если же до явления Христова дан закон, зачем же ты далее простираешь его значение?". [4]
Далее Апостол Павел пишет: "(Закон) преподан через Ангелов, рукою посредника" – а ведь действительно, почему закон был дан через посредника? До этого с Авраамом Господь Бог заключил завет напрямую, без участия посредников, и позже, с Церковью (верующими во Христа) Господь Бог заключил завет напрямую, без участия посредников.
Этому есть две причины.
Во-первых, таким образом, Господь Бог показал, что закон Моисеев по своему статусу, по своему значению ниже, чем заветы с Авраамом и с Церковью.
Во-вторых, закон был двухсторонним актом, в котором с одной стороны Господь дал обещание, что всякий исполнивший закон будет жить им, а с другой стороны народ Израиля, приняв закон через посредничество Моисея, обязался исполнять его. В случае же с Авраамовым заветом или с Новым заветом Господь Бог не договор заключал, а давал обещание только от Себя, а там где обязательство берёт на себя один, посредник, узаконивающий сделку, не нужен, достаточно слова того, кто берёт обет. А Господь Бог не просто дал слово, Он ещё и поклялся, как сказано в Писании: "Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою. (Евр.6:13)".

3:21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона.
"Если бы дан был закон, могущий животворить" – уповающий на закон никогда не сможет стать духом животворящим (1Кор.15:45), даже исполнив закон, он так и останется душою живущею (1Кор.15:45).
Если бы это было не так, то Иисус Христос не умер бы на кресте, ведь он был безгрешен. Но Иисус Христос умер как душа живая, а потом, на третий день, воскрес уже как дух животворящий. Воскрес силой Святого Духа, поэтому, живя во плоти, Он не только исполнил закон во всей его полноте, но ещё и прожил Свою жизнь по вере, потому что именно по вере Он воскрес в прославленном теле.
Итак, жизнь вечную можно принять лишь от Того, кто имеет её в Себе – от Господа Бога, её невозможно приобрести от написанной буквы.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. (Гал.3:24-26)

3:26-29 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса… Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Объяснив, насколько коварна и губительна для духовной жизни галатов ересь иудействющих, призывающих их жить по букве закона, следовательно, не по Христовой благодати и не под водительством Святого Духа, ибо невозможно одновременно жить под водительством и буквы, и Святого Духа, Апостол Павел напоминает галатийским христианам наследниками какого обетования они стали по вере в Иисуса Христа: "Ибо все вы сыны Божии".
Более того, живя по вере в Иисуса Христа, галаты являются наследниками и завета, данного Аврааму, ибо обетование завета было дано Семени Авраама, а не всем его потомкам. Семя же Авраама – это Иисус Христос, и раз Церковь является Телом Христовым, значит, христиане являются наследниками обетования данного Аврааму.
В дополнение приведу комментарий А.П. Лопухина: "По вере во Христа Iисуса – переводъ неправильный, потому что после слова pisteos (веры) должно бы стоять слово Christu Iesu (род. пад.), а не en Christo I. Правильнее считать выражение en Chr. Ies. самостоятельнымъ, независимымъ отъ выраженiя ech pisteos, и всё выраженiе передать такъ: "чрезъ веру вы сделались сынами Божiими, и вы остаётесь такими, пока находитесь во Христе". [5]

Итак, живя по вере, мы являемся наследниками не только Нового завета, данного нам в Иисусе Христе, но и Авраамова завета. А вот уповающие на своё законопослушание или на свою религиозность, или на обрядоверие, наоборот, лишают себя наследства и в Новом завете, и в Авраамовом завете.


4:1-11 О цели пребывания Израиля под законом: дабы вы, галаты, могли получить усыновление Божие по вере

4:1,2 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом [назначенного].
"До срока, отцом [назначенного]" – здесь можно спросить, почему первое пришествие Иисуса Христа произошло именно в то время, когда оно произошло, а не раньше, например, не сразу же после Иисуса Навина, или сразу же после царя Давида?
Апостол Павел не даёт развёрнутого ответа на этот вопрос, а ограничивается лишь кратким пояснением: "Когда пришла полнота времени (Гал.4:4)". Дословно слово pleroma, переведённое как полнота, означает: "наполнение, то, что наполняет содержимым", то есть пришествие Иисуса Христа произошло тогда, когда исполнилось всё, что должно было произойти до Его пришествия.

Сделаю небольшое отступление от темы послания к Галатам, и кратко отвечу на вопрос: "Почему Израилю в своей истории пришлось последовательно проходить период судей, период царей и период пророков, до того, как свершилось первое пришествие Иисуса Христа?".
Итак, через испытанную действенную веру Авраама Господь Бог явил жизнь не только в самом Аврааме (сын, Исаак, у него родился не по силе плоти, а по вере), но эта вера принесла плод жизни и в Исааке (Авраам поверил, что Бог воскресит и мёртвого Исаака, ибо Он обещал, что в Исааке создаст народ Божий). В результате взаимоотношения между Богом и Авраамом, а через него и со всем человечеством вышли на новый уровень. Теперь за дело веры одного человека Господь Бог мог распространить благословение на многих его потомков (Быт.17:7; 22:18).
Закон же, явленный людям спустя почти 650 лет, стал базовой основой для следующего этапа во взаимоотношениях между Богом и людьми. И эти основанные на законе взаимоотношения не утратили своего значения до сих пор ни для кого, кроме церкви.
Далее в истории Израиля последовал период судей. Священное Писание рассказывает нам, как в этот период израильтяне, отпадая и снова обращаясь к Богу, познавали, что только став единым народом, подчинённым Господней державной силе, смогут жить и выживать во враждебном окружении язычников.
Медленно и трудно постигал Израиль эти внешне простые, но очень сложные в практическом воплощении истины, но благодаря Божьей милости смог постичь и не только выжил, как народ, но и сформировалось национальное государство. Наступил период царей, и уже при первых царях Израиль стал великой и богатой державой…
Вышеперечисленные этапы в истории Израиля, кажется, создали все условия для прихода обетованного Богом Мессии, так как Ему было уже к кому проходить (народ был отделён от язычников и через завет и закон стал народом Божьим) и было уже куда приходить (было создано государство Израиль).
Но ни в царствование Давида, ни в царствование Соломона Иисус Христос не пришёл к Своему народу. Не пришёл, потому что тогда ещё не исполнилась полнота времени, ибо израильтяне лишь внешне отделились от язычников, а в сердцах своих по-прежнему оставались идолопоклонниками. И видя духовное бессилие и даже отступничество Левитского священства, Господь Бог стал был воздвигать Своих пророков, чтобы они научали, обличали и освящали словом истины народ Израиля.
Мессия должен был прийти не просто к потомкам Авраама по плоти, а к тем, из них, кто ищет истину Божью, кто готов был верой принять Его спасение – верой, такой, как была у Авраама.
И как показала история, даже после стольких лет Божьей подготовки, мало – очень мало нашлось в народе тех, кто поверил в Мессию и пошёл за Ним.
Для чего я сделал это отступление от темы послания к Галатам? Отнюдь не ради удовлетворения чьего-то любопытства, а для того, чтобы взглянув на прошлое глазами Творца и познав Его прошлые дела, вы увидели, что существуют духовные законы, по которым движется наш мир. И познавая эти духовные законы, научались применять их в жизни, в первую очередь, анализируя то, что вы видите в вашей поместной церкви. Научились рассуждать своим умом и видеть своим сердцем, а не слепо доверять каждому слову своих пастырей и учителей, забыв, что они тоже люди и могут ошибаться.

Теперь вернусь к посланию к Галатам.
В предыдущей главе Апостол Павел представил шесть аргументов в доказательство того, что спасение и общение Святого Духа даётся нам по вере и, что живя по вере, мы являемся наследниками и Нового завета, и Авраамова завета. Так же Апостол объяснил, что закон был дан Израилю, чтобы показать израильтянам их духовное несовершенство и вызвать в них нужду в Мессии спасителе, и таким образом духовно приготовить пришествие Иисуса Христа.

4:3-5 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
"Так и мы, доколе были в детстве…" – говоря "мы", Апостол Павел подразумевает здесь не язычников-галатов, а подзаконных (Гал.4:5), то есть уверовавших во Христа иудеев, следовательно, продолжает свой спор с иудействующими законниками.
"Дабы нам получить усыновление" – подумайте только, от какой благодати отказались иудествующие еретики – от Божьего усыновления во Христе! И всё это ради чего? Ради того, чтобы оставаться в рабстве у закона и поработить закону уверовавших в Иисуса Христа язычников...

Постараюсь найти какое-то логическое объяснение такому психологическому феномену, как добровольное рабство.
Начну по порядку: скажи слово: "рабство", и у многих в сознании возникнет картинка: изнурённые рабы на поле и надсмотрщики с плетью – это стереотип, и он не отражает глубинной сути понятий: "рабство и раб".
Сущность рабства не в том, какой труд выполняет раб: он может работать, например, менеджером и сидеть в хорошем офисе или даже писать книги. Сущность рабства в том, что не раб, а его господин решает, что тому нужно делать, а чего нельзя, что хорошо, а что плохо, то есть господин берёт всю ответственность на себя.
Не путайте рабство с трудом наёмного работника, выполняющего оговорённую в трудовом договоре работу: работник сам решает, чего ему делать нельзя и что хорошо, а что плохо, то есть, заключив договор, он не освобождается от ответственности, а наоборот, возлагает на себя дополнительную ответственность.
Итак, свобода от ответственности – вот что привлекает рабов в их положении, и чем больше они пребывают в своём рабском состоянии, тем с большей охотой отдают свою свободу и независимость. При этом заметьте, рабы отдают свою реальную свободу и реальную независимость за лживое обещание освобождения от ответственности, ибо пред Богом каждый будет отвечать за свои дела.
Сначала рабы осознают, что они утратили свободу (пусть не на все двадцать четыре часа, а лишь на часть суток) и тяготятся этим, но со временем не только привыкают к своему положению, что даже начинают испытывать удовольствие от того, что другие за них обо всём думают и всё решают. На этой стадии рабство становится их глубинной душевной сущностью, и рабы уже отождествляют себя с местом своего рабства.
Приведу пример: придя в Египет, через три-четыре поколения евреи начали отождествлять себя с этой страной и своё подчинённое коренным египтянам положение стали воспринимать, как естественное состояние. И для того, чтобы израильтяне опомнились и осознали, что они находятся в рабстве, Господу Богу пришлось допустить ожесточение сердца фараона до такой степени, что тот повелел евреям топить в Ниле своих сыновей. И они топили их, – плакали, но продолжали топить…
И даже когда силой Божьей Моисей вывел Израиль из рабства, в пустыне многие из них – подавляющее большинство – при первых же трудностях начинали роптать на своего освободителя и мечтать о прежней рабской жизни в Египте.
Итак, когда раб начинает ассоциировать себя, как личность, со своим зависимым положением, любая свобода начинает его тяготить и даже страшить, как страшит всё неведомое. Наверное, поэтому иудействующие еретики и не возрождённые Свыше язычники-галаты, отвергли, как не вписывающиеся в рамки их религиозных представлений, взаимоотношения с Господом Богом, построенные на вере и любви.

Тут возникает второй вопрос: "Почему Господь допустил, чтобы Израиль попал в рабство?".
Допустил потому, что если бы евреи не испытали на себе все тяготы рабства, то они не обрели бы нужду в освобождении и не стали бы взывать к Господу Богу, чтобы Он освободил их. Пусть тех, кто жаждал освобождения из рабства, было и мало, но они были и они воззвал к Богу, как к своему Освободителю, и Бог получил законное право освободить народ и сделать Своим.
Ну, а остальные – такие как иудействующие еретики – ежегодно отмечая праздник Песах, так и остались рабами в своих сердцах, поэтому они, обретя по вере освобождение во Христе, при первом же испытании веры поспешили вернуться в привычный "египет" закона. Для них закон, данный Богом для того, чтобы увидели свою греховность и воззвали к Богу, как к спасителю от греха, стал не "дотоводителем ко Христу", а ложным убежищем от ответственности.
Глупцы, они уповают на то, чем будут судимы!

4:6 А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
А чтобы мы – верующие во Христа – не сомневались в том, что обрели Божье усыновление в Иисусе Христе, Бог Сам засвидетельствовал нам об этом, послав Святого Духа, Который, пребывая в нас, уже от нашего имени обращается к Богу: "Авва, Отче".
Какое ещё свидетельство о преизбыточествующей Божьей любви и благодати к верующим в Иисуса Христа вам, о, иудействующие еретики и возлагающие упование на свою религиозность, язычники, ещё нужно!
В ответ вы можете спросить: "Но как быть тем верующим, которые не имеют себе Святого Духа и не слышат Его гласа? Как им увидеть, что обрели Божье усыновление?"
– А почему вы решили, что они обрели спасение в Иисусе Христе и Божье усыновление, может они лишь делают вид, что верой вошли в Церковь Христову? Апостол Павел однозначно и категорично пишет: "Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его. (Рим.8:9)", следовательно, ни иудействующие еретики, ни те, кто возлагает упование на свою религиозность, никакого отношения к истинной Церкви не имеют.

4:8 Не знав Бога, вы служили богам, который в существе не боги.
Галаты служили Зевсу, Гермесу (Ермию) и другим идолам – всё это была пустая религия и обман, который не мог дать ни спасения, ни жизни с Богом (не говорю уже о Божьем усыновлении), но люди ведь верили в своих идолов…

4:9,10 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
"Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам?" – ладно, пишет Апостол Павел, до уверования в Иисуса Христа галаты не знали истины, поэтому и верили в ложь, но как объяснить то, что ныне, познав истину, они опять возвратились ко лжи? Пусть эта новая ложь облачилась в одежды библейского закона, но от этого она ведь не перестала быть ложью, уводящей от веры в Иисуса Христа?..
Апостол не нашёл никакого объяснения отступничеству галатов от веры и, как последний аргумент, взывает к ним: "Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. (Гал.4:12)" – другими словами: "Освободитесь от закона, как я освободился от него, потому что после моего обращения я стал, как язычник, ибо не живу более под законом". А ведь Павлу, в отличие от язычников галатов, было от чего отказываться, когда он возлагал упование на благодать Христову: он имел всё, что закон мог дать ему, как израильтянину.
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере. (Фил.3:7-9)


4:12–5:12 От богословского спора с иудействующими Апостол обращается теперь непосредственно к галатам

4:17 (Иудействующие) ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
От богословского спора с иудействующими теперь Апостол Павел обращается непосредственно к тем галатам, в сердцах которых еретики уже сумели посеять своё злое семя сомнения в полноте Христовой благодати.
Апостол предостерегает верующих, что увивающиеся вокруг них иудействующие действуют коварно. Он подобрал точное яркое слово: "ревновать", чтобы объяснить насколько настойчиво и эмоционально иудействующие еретики добивались галатов, стремясь покорить их сердца себе и таким образом увести их от истины, увести от Господа Бога (чтобы вы ревновали по них, а не по Богу).

4:21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
"Разве вы не слушаете закона?" – разве вы не слышали того, о чём написано в Законе (в Библейских книгах по иудейской классификации именуемых Законом)?.. И дальше Апостол Павел напоминает галатам про Авраама и его сынов (см. Быт.16:15; 21:2,3,10), что один был от рабы, а другой от свободной, пояснив, что это были прообразы для нас.
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. (Гал.4:31-5:1)

Братья и сёстры во Христе, задумайтесь над тем, о чём здесь сказал Апостол Павел, и хорошо запомните истину: вы можете быть сынами либо рабыни (закона), либо свободной (веры), но одновременно быть сынами и той и другой вы не можете.
Дополнительно – см. комментарии к Ис.54:1.

5:2-5 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
Тем, кто надеется на свою праведность, не будет никакой пользы от Христа, ибо нельзя уповать одновременно и на свою праведность и на праведность, которая обретается через веру в искупительную жертву Христа. Так же и Дух Святой не будет управлять и назидать вас, чтобы вы обрели святость Божию, если не Его водительству доверились, а возложили упование на свои силы – на своё понимание и исполнение закона.

5:7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
Чтобы представить, насколько эмоциональнее, насколько душевнее Апостол обращается к галатам в своём послании, чем это звучит в Синодальном переводе, приведу комментарий православного богослова Александра Павловича Лопухина: "Увещанiя Апостола понятны. Нужно только несколько исправить русскiй второй половины 7-го стиха, который не соответствуетъ греческому тексту. Именно после словъ "остановилъ васъ" нужно поставить знакъ вопроса, и такимъ образомъ получится отрывочное предложенiе: "кто остановилъ васъ (на вашемъ добромъ пути)?" Затемъ следующее предложенiе – тоже отрывочное: "истине (т.е. Евангелiю) не покоряться?" Апостолъ выражаетъ удивленiе, какъ это возможно не покоряться тому, что Галаты признали за истину". [6]
Столь глубокие переживания Апостола Павла нельзя отнести к его излишней эмоциональности: просто он видел и понимал, насколько коварна и губительна для верующих ересь иудействующих. Поэтому, предостерегая галатов, которые не просто толерантно, а излишне терпимо восприняли в своих церквях эту ересь, он пишет: "(Берегитесь), малая закваска заквашивает всё тесто. (Гал.5:9)".
О, если бы удалены были возмущающие вас! (Гал.5:12)



5:13-26 Любовью служите друг другу, ибо в этом весь закон заключается. Плод Духа.

5:13,14 Любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
"Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего" – до сего времени Апостол Павел настойчиво выступал против законников иудаистов, и галаты могли подумать, что он отрицает не только ересь упования на закон для оправдания пред Богом, но отрицает закон сам по себе, поэтому как бы предвидя могущее возникнуть недоразумение, Апостол поясняет духовную суть закона: она в любви.
И далее Апостол показывает, что атмосфера религиозного фанатизма, который иудействующие еретики насадили в галатийских церквях, не только ничего общего не имеет с духовной сутью Божьего закона, но противится ей: "Друг друга угрызаете и съедаете. (Гал.5:15)".
Дополнительно – см. комментарии к Рим.13:10.

5:17,18 Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
"Если же вы духом водитесь" – для того чтобы исполнять Божью волю, мало уничижить свою гордыню и отказаться от своих целей. Для того чтобы исполнять Божью волю – именно Божью – нужно обрести способность слышать её от Святого Духа и всем сердцем довериться мудрости и благости Бога. Довериться Духу, несмотря на то, что наше "я" противится Его воле, а наш плотский разум воспринимает то, что по духу, как безумие.
Так, например, пророк Исаия не только отвергся себя, но духом своим услышал слово от Духа Божьего, потом пережил в своей жизни, хотя и образно, то, что переживает Господь и лишь затем, познав глубинные переживания и духовную сущность слова Божьего, он смог пойти и донести его народу.
В то время Господь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл твоих и сбрось сандалии твои с ног твоих. Он так и сделал: ходил нагой и босой. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников. (Ис.20:2,3)
В Священном Писании есть и прообраз, показывающий, какая внутренняя борьба происходит в сердце и разуме верующего человека – это рассказ о борьбе между Исавом и Иаковом во чреве Ревеки (Быт.25:21-26).

5:19-21 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Этот список нужно рассмотреть более внимательно, потому что если кто из верующих пренебрежительно отнесётся к какому из перечисленных в нём грехов, цена такого пренебрежения может оказаться слишком большой: "Поступающие так Царствия Божия не наследуют".

Итак, указанные Апостолом грехи:
-- Прелюбодеяние – это нарушение супружеской верности.
-- Блуд – любые незаконные сексуальные отношения, разврат, проституция.
-- Нечистота – порочность или аморальность в поведении.
-- Непотребство – бесстыдство, похотливость, безнравственность.
-- Идолослужение – греческое слово idololatriya означает не только поклонение идолам, но и любостяжание (Кол.3:5).
-- Волшебство – греческое слово pharmakiya означает не просто сказочных фей да бабу ягу, но и чародейство, и магию с вызыванием духов, и тому подобное.
-- Вражда – считаю необходимым пояснить суть этого слова: вражда – это больше, чем взаимная неприязнь или даже взаимная ненависть, вражда – это действия, направленные против человека, которого вы невзлюбили.
-- Ссоры, распри – Апостол Павел ссоры и распри перечислил как разные грехи, – почему? В русском языке это близкие понятия, а в греческом слово, переведённое, как распри, означает не просто ссоры, а интриги, честолюбие, любопрение и сварливость.
-- Зависть – в это понятие входит так же и беспочвенная ревность. Иоанн Златоуст назвал зависть страшнейшим из грехов, ибо с врагом можно примириться, а как угасить зависть в ближнем своём?
-- Гнев – здесь речь идёт именно о вспышках гнева, об агрессивности человека.
-- Разногласия – расколы среди братьев. Не путайте понятия разногласие и разномыслие (1Кор.11:19) – разногласие возникает там, где коварство и интриги, а разномыслие там, где свобода открыто высказывать своё мнение, делиться своими мыслями.
-- Ереси – здесь подразумевается не только ложное религиозное учение, но и создание сектантской духовной атмосферы в поместной церкви.
-- Ненависть – сердечное чувство вражды, но в отличие от реальной вражды, ненависть не обязательно вытекает во враждебные действия.
-- Убийства – тут пояснения не нужны, и так понятно, о чём идёт речь.
-- Пьянство – здесь нужно чётко разграничивать, где пьянство, а где просто употребление вина. Пьянство связано с желанием человека напиться, "затуманить" алкоголем свои мозги, не говорю уже об алкогольной зависимости.
-- Бесчинство – это грубое нарушение норм общественного поведения, например, попойки, шумное гулянье (Рим.13:13).

Братья и сёстры во Христе, хочу обратить ваше внимание на то, что среди грехов, о которых сказано: "Поступающие так Царствия Божия не наследуют" – есть не только те, которые могут быть вскрыты другими людьми, например, прелюбодеяние, пьянство, убийство или бесчинство, но и те, которые посторонние люди могут никогда не увидеть в вас – такие, например, как зависть или ненависть. Но независимо от того, увидят другие, что вы, например, завистник или не увидят, знайте, что Бог видит ваши помышления и намерения сердечные…
Итак, если вы будете упорствовать хоть в одном из перечисленных грехов, то не обманывайтесь, – не помогут вам войти в Царство Небесное ни крещение, ни причастия, ни соблюдение религиозных обрядов.

5:22,23 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
Закон не требует, чтобы в нас родился плод от Святого Духа, но без плода духа мы не сможем исполнять волю Божью.

Плод духа, это:
-- Сила любви, даруемая от Бога (здесь, греч. "Агапэ").
-- Радость, внутренний (в сердце) восторг от принятия любви Божьей.
-- Покой, чувство безопасности, надежности когда, знаешь, что любим Тем, Кто выше всяких обстоятельств.
-- Терпеливость, выдержка, на которую человек способен только в отношении к тому, кого любит.
-- Доброта, как дело любви.
-- Нежность любви, принятой вами от Бога (Агапэ).
-- Вера, как полное доверие любви Божьей.
-- Сдержанность, мягкость любви Божьей в вас.
-- Воздержание, самообладание – как победа любви Божьей в вас.

Плод духа включает в себя внутреннюю суть человека (вера, кротость, воздержание), его взаимоотношения со Христом (любовь, радость, мир) и его взаимоотношения с другими людьми (долготерпение, благость, милосердие).
Плод духа ничего не даёт вашей гордыне, ничего не даёт для удовлетворения ваших похотей, наоборот, только отрекшись от себя, вы сможете обрести в себе плод духа.
Плод духа – это духовная любовь, дарованная вам от Святого Духа, Его радость, Его мир, поэтому вы не можете выработать в себе ни одну из черт плода духа, можете лишь принять их от Духа через погружение в Него, и взрастить в себе через послушание Ему.

5:24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Тех, кто продолжает упорствовать в своём грехе, хочу спросить: "Что бы вы сказали о своем любимом грехе стоя перед крестом Христовым? Может, стали бы объяснять страдающему Иисусу, чтобы Он ещё потерпел, ещё повисел на Своём кресте за ваш грех, ведь вам так люб ваш грех, что не хотите сразу оставлять его?"
Думаю, что никто не дерзнул бы так говорить Иисусу Христу о своём грехе, пригвоздившем Его к кресту, а возненавидел бы свой грех и в покаянии отверг его.
Любой ваш грех абсолютно нечестив!

5:26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Выше я уже упоминал, что Иоанн Златоуст назвал зависть наибольшим из грехов, приведу цитату из его книги: "Зависть мыслит зло на людей, нисколько их не обидевших. Это – доказательство крайней злобы. Такие люди, нося личину дружбы, тайно возжигают огонь… они нечестивее всех и беззаконнее даже прелюбодея и разбойника. Так Саул умертвил уже Давида, хотя и не осуществил этого на деле. Безумие завистников произвольно, следовательно – зависть хуже одержимости бесом". [7]


6 гл. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов

6:1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
Цель назидания – исправить (отремонтировать), а не осудить и наказать, поэтому, прежде чем браться за исправление впавшего в грех, сначала в молитве узнайте у Святого Духа, как это сделать совершенным образом. Помните, что там, где дело касается чужой души, нужно быть особенно осмотрительным, ибо действуя не мудро, даже при благих намерениях легко навредить.
"Вы, духовные…" – здесь Апостол Павел имеет в виду всех рождённых Свыше верующих способных услышать Святого Духа, а не только "совершенных" (Евр.5:14).

6:2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Под бременами Апостол подразумевает не только бытовые трудности и нужду ближних, даже, скажу, не столько бытовые трудности, сколько духовные тревоги и заботы братьев и сестёр по церкви, особенно во время испытаний.

6:3-5 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя. Каждый да испытывает своё дело… ибо каждый понесёт своё бремя.
Заповедав верующим духовно заботиться друг о друге, Апостол Павел тут же предостерегает: "Смотрите, помогая другим, не вздумайте превозноситься пред ними не только явно, но даже в мыслях своих, ибо и те испытания, что проходите вы, в чужих глазах кажутся лёгкими".

6:6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
Многие проповедники (особенно протестантские) любят цитировать этот стих. Спору нет, верующие действительно должны материально поддерживать своих церковнослужителей, но при этом не нужно впадать и в другую крайность – не нужно обделять себя и свою семью и делиться с пастырем, когда он и так живёт "как сыр в масле", а у вас даже на необходимейшее не хватает.
Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность. (2Кор.8:13,14)

6:7-9 Что посеет человек, то и пожнёт… сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем.
Даже если сейчас вы и не видите в себе плодов духа, даже если сейчас вы и не слышите благодарности от тех, о ком позаботились – не унывайте, ибо Господь Бог всё видит и всё оценит. Главное, пребудьте с Ним, а награда... если здесь не увидите тленной награды, так потом увидите нетленную.

6:11 Видите, как много написал я вам своею рукою.
Приведу комментарий из Толковой Библии А. П. Лопухина: "Апостолу хотелось, чтобы Галаты какъ можно яснее представляли себе его лицо. Поэтому онъ, въ противность своему обыкновенiю – пользоваться при написанiи посланiй услугами писцовъ, которымъ онъ диктовалъ посланiя, теперь взялся за перо самъ и написалъ довольно дольшое посланiе и притомъ очень большими буквами (как много – точнее: "какими большими письменами" pelikos gramsin). Почему онъ писалъ "большими письменами" – неизвестно. Можетъ быть, онъ плохо виделъ и у него болели глаза". [8]

6:12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.
"Чтобы не быть гонимыми за крест Христов" – вот, оказывается, ещё какими мотивами руководствовались иудаисты, когда внедряли в церквях закон и обрезание – так они юридически превращали Христианство в одно из течений Иудаизма, а быть Иудеем в середине первого века было безопасно, так как эта религия была узаконена в Римской империи.
Спору нет, хорошо, когда вас не подвергают репрессиям за исповедание своей веры, но… дело в том, что спасение во Христе никто и никогда не сможет заменить ни своими жертвами, ни своей религиозностью, а водительство Святым Духом никогда не вместится в "детское ложе" закона.
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь (новое духовное творение). (Гал.6:15)

6:16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
Приведу комментарий из Толковой Библии А. П. Лопухина: "И Израилю Божiю, т.е. истинному Изарилю, который, действительно, можетъ называться народомъ Божiимъ. Подъ этимъ Израилемъ всего естественнее разуметь христианъ изъ Iудеевъ, въ которыхъ продолжаетъ свою жизнь Израиль какъ народъ Божiй (Рим.9:27-29; 11:1-8; Фил.3:3, сравните толкованiя Ефрема Сирина, Амвросiаста, которые именно такъ понимали это выраженiе)." [9]

6:17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём.
Современный перевод РБО: "Пусть впредь никто не подвергает меня новым огорчениям, ведь я ношу на своём теле знаки Иисуса". [10]
"Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моём" – приведу комментарий из Толковой Библии А.П. Лопухина: "Мои раны представляютъ доказательство сильнее словъ и обширнее этого посланiя. (Златоуст)". [11]


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В послании к Галатам Апостола Павел нанёс сокрушительное поражение иудаистам – учителям законничества, но будучи изобличённой в одной лжи, их ересь проникает в церкви с новой ложью, и так происходит до сего дня. Со временем мы, верующие, уже настолько свыклись с той или иной формой законничества в своих церквях, что даже не обращаем на них внимания, считая одни просто безобидными традициями, а другие – узаконенными обычаями.
Но разве безобидно или законно, например, учение Старообрядческой Церкви о том, что только через членство в их церквях люди могут обрести спасение во Христе? Нет, так как подчёркнутая "особенность" одной деноминации является копией гордыни и превосходства, которые присущи иудаизму.
Или разве безобидно учение, что верующие спасаются по вере, но сохраняют спасение, живя по закону? И при этом, чтобы скрыть проникновение иудейского закона в церковь, законники не заставляют верующих исполнять обрядовые законы, предписанные Израилю (ведь и сами Иудеи сейчас не имеют возможности исполнять большую их часть), нет, законники навязывают нам десять заповедей, написанных на каменных скрижалях (Исх.20:1-17).
И ведь, действительно, разве можно поспорить, например, с заповедью: не убивай или с заповедью: не прелюбодействуй?..
Кажется, никаких сомнений не может быть в том, что нужно учить верующих жить по таким заповедям, но, – оказывается, надо не просто спорить с таким мнением, а категорически запрещать внедрение закона в духовную жизнь церкви. Нет, я не призываю противиться конкретной заповеди: "не убивай" или "не прелюбодействуй", или ещё какой, я призываю запретить считать Десять заповедей моральным законодательным актом для церкви, ибо верующие должны жить по слову Христову и под водительством Святого Духа, а не по мёртвой букве закона.

Ни в коем случае нельзя допускать закон в церкви, ибо Господь Иисус Христос повелел нам жить не по написанному на скрижалях закону, а по Его заповедям, возвещённым в Нагорной проповеди (Мф.5:1-7:29; Лук.6:20-49). И Святой Дух сошёл к нам, чтобы научать и исправлять нас, всё более и более уподобляя Иисусу Христу.

Итак, нельзя вносить закон в церкви, иначе верующие, прочитав: "Не убивай", – успокоятся и решат, что раз они никого не убивали, то у них и в духовных взаимоотношениях с Богом всё нормально. Подумают, успокоятся и превратятся в тёплых христиан, и… будут извергнуты Иисусом Христом (Отк.3:15,16).
Приведу цитату из Нагорной проповеди, чтобы показать, насколько заповеди Иисуса Христа духовно отличаются от буквы закона: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. (Матф.5:20-22)".
Воистину, без водительства Святого Духа невозможно даже в малейшей степени исполнить заповеданное нам Иисусом Христом, а, не исполняя Его заповедей, мы ни на йоту не сможем уподобиться Ему.

Уважаемые братья и сёстры во Христе, помните, что, приняв учение законничества, вы уничижаете Иисуса Христа и отвергаете водительство Святого Духа.


СНОСКИ

[1] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.182.
[2] Википедия. Гл. Галатия.
[3] Комментарии Баркли к Новому Завету. Введение к посланию к Галатам.
[4] Бл. Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к Галатам. Гал.3:19.
[5] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.212.
[6] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.225.
[7] Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам. Беседа VII:5,6.
[8] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.230-231.
[9] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.231-232.
[10] Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого. с.430.
[11] Толковая Библiя подъ редакцiей А.П. Лопухина. Т.11. с.232.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарём Стронга); Комментарии Баркли к Новому Завету/ Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М. Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
2. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
3. Блаженный Феофилакт. Толкование Священного Писания блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского [Электронный ресурс]/ По благословению протоиерея Стефана, настоятеля Свято-Николаевского храма п. Ханженково (г. Макеевка, Донецкая обл.). – Электронные текстовые данные. Режим доступа: http://feofilakt.ru/galatam/blog свободный.
4. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]/ Wikimedia Foundation, Inc. – Электронные текстовые данные. – Источник текста по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki свободный.
5. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Римлянам [Электронный ресурс]/ Издательский отдел Московского Патриархата: – М.: 1994. – Режим доступа: http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml.html свободный/
6. Радостная Весть: Новый Завет в переводе с древнегреческого/ сделан с текста The Greek New Testament. – 2-е издание, со Словарем. – М.: Российское Библейское общество, 2003. – 603 с.
7. Толковая Библiя, или комментарiй на все книги Св. Писанiя Ветхаго и Новаго Завета. Съ иллюстрацшями. Подъ редакцiей А.П. Лопухина: в 11 томах. Т.11/ А.П. Лопухин. – Петербургъ: Бесплатное приложение к журналу "Странникъ", 1904-1913. – (Общедоступная богословская библиотека. Выпуск шестнадцатый). 1913. – 610 с.: ил.
Комментарий автора:
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. В послании к Галатам Апостол Павел начал, пожалуй, величайшую духовную брань середины первого века, вершиной которой стало послание к Римлянам, а мощным заключительным аккордом послание к Евреям. И даже там, где Павел защищает богоизбранность своего Апостольства, он с великой духовной силой изобличает и сокрушает не только лживость слов иудействующих, но и самые основы их коварной ереси.

Об авторе все произведения автора >>>

Николай Погребняк Николай Погребняк, Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор произведений, посвященных популяризации Христианских ценностей и Христианского учения, в том числе монографии: "Семь дней творения – семь тысячелетий истории человечества", литературного цикла: "Если Господь вывел Вас из церкви...", повести: "Смерть Иерусалима" и других книг, статей и рассказов.
e-mail автора: nikolaj-pogrebnyak@yandex.ru

 
Прочитано 267 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

«Несправедливое» учение о праведности - Блинков Андрей

Шагнуть за борт. - Полтавченко Ярослав

О Валааме - снова, да ладом! - Николай Погребняк
Валаам – а, знаю, это древний пророк, который погнался за дарами мира сего и пал в грехе: нельзя служить Богу и маммоне, и погибель ждет падшего служителя. Если бы назидание Божие ограничивалось лишь этим, то, согласитесь, не стал бы Моисей, посвящать истории о Валааме целых три главы. Значит, есть в этой истории то, что самым непосредственным образом относится к каждому из нас.

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Проповеди :
Хочу прозреть - Leonidas Puskovas

Поэзия :
Как часто мы не понимаем время - Владислав Стасюк

Поэзия :
Я обрела Отца - Анна Лукс

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100