Для ТЕБЯ - христианская газета

Курсы журналистов

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ТЕБЯ

Урок #1

«Скажи им с любовью…»

Только не подумайте, что, дочитав последнюю страницу этого курса, Вы станете первоклассным журналистом. Только тогда Вы, скорее всего, и начнете по-настоящему учиться. Вообразите, что Вы наблюдаете за тренером, показывающим Вам комплекс упражнений. Вы можете повторить отдельные движения. Что-то будет получаться, что-то нет. Но только регулярная самостоятельная тренировка поможет всегда быть в форме, для настоящих побед. Она необходима как Вам, так и самому тренеру, не так ли?

На практике это значит перечитывать море хорошей литературы и писать не одну, не десяток, и не сотню статей. И так, пока не обретете свой собственный, неповторимый стиль, который будет звучать как слегка подправленный вариант Вашей устной речи.

Первое, и самое главное, - развиваться как христианин. Это означает тесные отношения и, можно сказать, сотрудничество с Богом, неплохое знание Библии, стремление совершенствоваться, готовность жить в соответствии с тем, что проповедуете, любовь к читателю. Всему этому Вам придется учиться в церкви, которую Вы посещаете.

В наши же цели входит разговор собственно о журналистике. Приготовьтесь к тому, что Вашими читателями будут люди, мягко говоря, далекие от Бога, по разным причинам еще не попавшие в церковь. Поэтому самая блестящая статья о тихом времени с Богом, о евангелизации мусульман или о совлечении ветхого человека будет для них пустым звуком. Забудьте о таких емких фразах как " исполнение Духом", " плоды достойные покаяния" и " голгофская жертва". Для них бывает только " исполнение желаний", "плоды морозостойких сортов груш" и "жертвы стихийных бедствий". О великом придется говорить простыми словами. Христу это удавалось.

Вряд ли человек рухнет на колени в слезах раскаяния, прочитав Вашу статью. Потому что только Бог может призвать его к покаянию. Но Ваша статья обязательно станет либо толчком к размышлениям, либо последней каплей в принятии какого-нибудь важного решения.

В Евангелии от Иоанна есть эпизод, отлично иллюстрирующий задание христианского журналиста. Ин 1:43-51 Филипп находит Нафанаила и зовет его познакомиться с Христом. «Пойди и посмотри». Наше дело «добраться» до читателя, до того чем и как он живет и указать ему на то, что стоит увидеть. Пойти или не пойти человек решает сам.

Как слово наше отзовется?

Журналистская работа — это не искусство ради искусства. Это непрерывный процесс общения (коммуникации). Упрощенно его можно изобразить так:

Адресант/отправитель - это Вы
Сообщение - то, что Вы хотите донести до читателя в своей статье
Адресат/получатель - это группа людей, для которой предназначено сообщение
Канал связи - это средства, которыми Вы пользуетесь для пересылки сообщения

Кто, по-вашему, самый важный участник процесса коммуникации? Конечно же, читатель! Вся журналистская работа от начала до конца проводится только ради него. Но читатель, к сожалению, не присутствует при создании газеты, поэтому его вкусы необходимо предугадывать. Сделать это очень не просто, иногда почти нереально. Газеты в течение многих лет вырабатывают на основании отзывов, писем читателей, телефонных звонков, жалоб и т.п. полумифическое "знание" того, чего хотят их читатели. Или, точнее, формируют представление журналистов о том, чего должны хотеть их читатели. Еще хуже, если газета "преданно смотрит в глаза своему хозяину", не считаясь с запросами читателей.

Чтобы Ваше общение с читателем все-таки состоялось, помните о возможных преградах, стоящих на пути коммуникации. Во-первых, мировоззрение читателя может в корне отличаться от Вашего. Вы можете сколько угодно ссылаться на авторитет Библии, а Ваш читатель воспринимающий ее то ли равнодушно, то ли наоборот в штыки, ни за что не согласится с Вашими выводами. Другое дело, если Вы сумеете "взять в соавторы" значимых для него людей или источники.

Пишите компетентно, но не заумно. Пишите ясно, но не примитивно. Уважайте читателя, чтобы человек "попроще", читая Вашу статью, не чувствовал себя идиотом, а какой-нибудь знаток, не посчитал бы идиотом автора статьи. Помните о возрастных, социально-экономических, культурных отличиях Ваших читателей. Когда Вы, например, сравниваете тесные врата с узеньким проходом в аэропорту, подумайте, все ли Ваши читатели пользуются услугами воздушных сообщений или 80% из них видели аэропорт только по телевизору, может, лучше использовать образ близкий как жителю столицы, так и глубокой провинции?

Один из наших зарубежных читателей прислал нам в числе прочих статью о бедной семье, нуждавшейся в ... газонокосилке. Газон перед домом был таким большим и отцу было так тяжело косить его вручную, что его дочка школьница, скопив карманные деньги, преподнесла долгожданный подарок. Очень сомнительно, что рядовой украинский читатель вынесет из этого ту же мораль, что и автор, а именно: как Бог помогает своим детям выкарабкаться из материального кризиса.

Многие газеты, надеясь лучше узнать своих читателей, публикуют всевозможные анкеты и вопросники. Однако у читателей есть одна сбивающая с толку манера: говорить одно, а на деле предпочитать другое. Например, всеми презираемую бульварную прессу раскупают охотнее всего. По этому единственно верным способом остается украдкой наблюдать, какое впечатление производит на людей Ваша газета.

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, нам понимание дается, как нам дается благодать. Запомните: в процессе общения важнее не то, что Вы хотели сказать, а то, как это понял читатель. Поэтому неустанно ищите себе как можно больше критиков. Давайте людям прочесть свою статью и спрашивайте, что они поняли. Хорошая статья должна пониматься без комментариев автора.

Публицист, журналист или писатель?

Люди, не связанные с журналистикой, полагают, что репортеру прежде всего необходимо умение хорошо писать. На самом деле, литературные способности - далеко не большая часть его работы. Прочтем, к примеру, отрывок талантливо написанного художественного литературного произведения.

«Море - смеялось. 
Под легким дуновением знойного ветра оно вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился веселый плеск волн, взбегавших одна за другою на пологий берег песчаной косы. Этот звук и блеск солнца, тысячекратно отраженного рябью моря, гармонично сливались в непрерывное движение, полное живой радости. Солнце было счастливо тем, что светило; море - тем, что отражало его ликующий свет».
( М.Горький "Мальва")

К журналистскому произведению этот отрывок не имеет никакого отношения. Хотя бы потому, что за ним следует рассказ на сорока трех страницах. Ни один журналист не может позволить себе такой роскоши в объеме. Тема и идея журналистского текста определяется едва ли не в первых двух строках. И уж естественно журналисту следует позабыть о таком приеме как художественный вымысел.

Гораздо ближе к журналистике находится публицистика. Она позволяет любому члену общества, способному владеть словом, публично выражать свое мнение. Публицист пытается повлиять на общественное мнение, описывая свой собственный опыт. Вот отрывок из книги талантливого русского журналиста международника Владимира Осипова "Британия глазами русского".

«История страны - не эскалатор метро, пущенный вверх с постоянной скоростью. В жизни страны, как вообще в жизни, бывают взлеты и падения, и топтание на месте, годы возбужденных страстей и мало примечательные десятилетия, которые вычеркиваются позднейшими летописцами так, будто бы их и вовсе не существовало. Я застал Британию в пору, которую потом, по всей вероятности, назовут "переходной", а может быть, и "переломной"».

Чтобы написать толковый роман или публицистический очерк нужен богатейший личный и творческий опыт. У всех выдающихся писателей, как правило, прослеживается основная тематика. Проще: человек пишет о той стороне жизни, которая ему близка. Лев Толстой, скажем, не писал об экспедициях на Северный полюс, а Булгаков о жизни австралийских аборигенов. Журналисту же нередко приходится писать и о том, и о другом. И часто он делает это успешно. Как такое возможно? Журналист почти всегда описывает опыт других людей. Репортер умеет найти и разговорить сегодня капитана дальнего плавания, завтра профессора квантовой физики, потом талантливого хирурга, после - участника боевых действий или народного депутата. При этом журналист не присваивает чужих мыслей, он предоставляет трибуну специалистам, которые подскажут читателю, как решить ту или иную проблему. Публицисты и журналисты нередко тесно сотрудничают в редакциях газет и журналов. Но специфика их работы разная. Публицист может дать блестящий комментарий политической ситуации в стране, но оказаться совершенно беспомощным в командировке на место происшествия. В одном российском издании женщина репортер оперативно собирала все необходимые материалы, однако литературным их оформлением занимался один из ее коллег. В результате люди зачитывались статьями, которые ни он, ни она не смогли бы создать самостоятельно. В США практикуется сотрудничество ньюсмейкеров (newsmakers) и райтеров (writers). Репортеры раскапывают свежие факты, а их коллеги в редакциях переносят новости на бумагу. Такое распределение труда может быть эффективным для христианских журналистов как вид взаимопомощи.

Но настоящий журналист должен быть универсальным! Ему доступны все секреты мастерства, он не узкий специалист. Он готов к репортажу при любых обстоятельствах. Он обязан знать, как делается любой материал, уметь и информировать и развлекать. Он способен к редактированию, макетированию, оформлению, управлению редакцией. Он способен воспринимать новые технологии, а также создавать и продавать новые газеты. Для христианина все это вовсе не гордыня, а готовность трудиться на полную катушку.

Мой маленький шедевр

Вот мы, наконец, и подошли вплотную к вопросу, что же такое журналистское произведение. У большинства людей представление о журналистском тексте складывается стихийно и поэтому может быть неточным. Чаще всего смешиваются представления о трех видах текстов: рассказе, публицистической статье и произведении профессионального журналиста. Конечно, тексты нельзя сравнить по длине, ширине или высоте. Зато они поддаются сопоставлению на основе темы, идеи и структуры. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Для начала вспомним, что тема это предмет описания, изображения, исследования, круг жизненных явлений, отражаемых в произведениях, т.е. о чем произведение. Понятно, что тема управленческого решения будет отличаться от темы лирического стихотворения. Какой должна быть тема журналистского произведения? Вероятно, последует ответ: актуальной. Да, но не только. Ведь и научная, статья, и метеосводка, и дипломатическая нота тоже должны быть актуальными. Прочтите отрывки из статей двух христианских авторов на одну и ту же тему и сравните, кто из авторов находится ближе к ее раскрытию!

Текст А:
Прежде чем давать согласие на брак, думаю, надо достаточно хорошо узнать друг друга и убедиться в наличии любви, общих интересов единой цели жизни, готовности идти на взаимные уступки.
Однако хорошее знание друг друга, доверительность отношений и глубина взаимного чувства до брака еще не дают право на близость, дозволенную супругам. Если молодые люди преступают эту запретную черту, они не только грешат, но и обкрадывают себя, лишаясь благословения Господнего и Его Церкви.
Вкушение запретного плода вожделенно для плоти, но губительно для духа, души, и заканчивается слезами, увы, позднего раскаяния. В любом случае надо взять себе за правило иметь только святые тайны, а не греховные.

Текст Б:
Предположим, девушка от природы не слишком темпераментна (таких по статистике примерно три четверти). Уступая своему другу (потому что "так сейчас все делают", "он может подумать, что я странная и несовременная"), она испытывает стресс вместо предназначенной Богом радости.
Настоящая любовь, та, которая на всю жизнь, может расцвести только в браке. Случайные встречи на чужих квартирах для нее не подходят. А ведь ты мечтаешь именно о ней, правда? Ради настоящего счастья стоит ждать. Поэтому не переживай, что останешься "старой девой" в девятнадцать лет, когда жизнь почти кончена и не имеешь столь необходимого практического опыта. Вот миссис Буш ни с кем даже не целовалась до своего мужа, что не помешало ей стать женой президента США!

Дело в том, что любая журналистская тема содержит в себе факт, ситуацию и проблему. Проблема есть и в тексте А, и в тексте Б: взаимоотношения между молодыми людьми до брака. А вот фактов и ситуаций текст А, увы, лишен. Он построен на одних лишь рассуждениях.

Пример с миссис Буш и намек на психологические исследования (три четверти девушек рискуют получить стресс) радуют глаз, словно изюминки в пироге.

Вообще коренное различие между светской и христианской журналистикой в том, что светский журналист из кучи свежих фактов отбирает те, что относятся к одной и той же ситуации и по ходу дела видит сквозь какую проблему можно на все это взглянуть. Христианский же журналист, нередко заранее придумав проблему, разыскивает нужные факты. Так что иногда в христианских изданиях мы видим даже не темы, а голые идеи типа: секс до брака - грех. Это совсем не плохая мысль, но только если речь идет не о журналистике.

Найти хорошую тему для журналиста значит найти яркую реальную ситуацию, которая, либо дает новое знание о проблеме, задевающей многих, либо показывает интересный опыт ее решения. И чем неожиданнее или долгожданнее новые сведения, тем большего числа людей они коснутся, тем ценнее материал.

Теперь несколько слов об идее журналистского произведения. Идея здесь всегда выступает как указатель пути к решению проблемы, подсказывает тот тип поведения, или то отношение к информации, которое поможет читателю чувствовать себя в этой жизни увереннее. Идея произведения понимается обычно как главная мысль, откровение автора, его открытие, которое он через свое произведение делает достоянием людей, выход из ситуации.

Теоретики журналистики различают опорную и рабочую идею. Говоря коротко, опорная идея есть кредо журналиста. Это информация о системе ценностей, на которые опирается в материале журналист, побуждая читателя соотнести их с собственными и принять или не принять журналистскую оценку и трактовку проблемы. Опорную идею журналиста в свободном демократическом государстве можно выразить так:

- право на информацию (читатель имеет право знать всю информацию);
- контроль власти (журналист является общественным контролером структур власти, он призван посильно пробуждать активность членов общества); 
- свобода выбора (журналист создает возможность для самостоятельных духовных поисков общества);
- без монополии (никто не обладает монополией на истину); 
- журналист-посредник (массового общения различных групп общества)

Приведенный выше девиз работы светского журналиста относится точно так же и к журналисту христианскому. Христианский журналист не может заниматься сплошной проповедью, давить на читателя своим авторитетом, натравливать друг на друга разные группы населения или утаивать какие-нибудь факты. Кроме того, опорная идея христианского журналиста включает в себя и другие пункты. Подумайте, какие! Попытайтесь сформулировать кредо евангелиста!

В качестве рабочей идеи выступает информация, выработанная непосредственно в ходе освоения реальной, конкретной ситуации и побуждающая к внешним или внутренним действиям во имя разрешения проблемы, то есть собственно журналистская информация.

Вот формулировки наиболее распространенных видов рабочей идеи

- руководствуйся (прими к сведению, действуй и делай выводы)
- действуй (действуй как они, если подходят условия)
- берегись (не допускай повторения подобного)
- выбирай (есть такие-то варианты решения проблемы, исходя из своих условий, определи предпочтительный и действуй)
- ищи (решение проблемы не известно, подключайся к поискам)

Например, опорная идея статьи под названием "Легализованное убийство" - если Бог посылает ребенка, то Он поможет его вырастить. Рабочая идея: оставь жизнь своему не родившемуся ребенку, если ты беременна.

Бывает, христианские журналисты смешивают рабочую идею статьи с опорной идеей своего издания. В конце захватывающей статьи о новом взгляде на теорию эволюции неверующий читатель натыкается на призыв к покаянию, который приводит его в полное замешательство. Ведь содержание статьи позволяет ему только усомниться в своих материалистических взглядах и совершенно никак не объясняет сути покаяния. Не бойтесь, что христианская идея ускользнет из Вашей статьи, читатель все равно поймет, кто Вы и чего хотите. Просто следите за тем, чтобы все было на своем месте.

И, наконец, о структуре журналистского текста. Выражаясь научно, речь идет о выразительных средствах журналистики, монтаже и композиции текста.

К выразительным средствам относятся факты, образы и нормативы.

Факт - это то, что произошло или происходит независимо от нас с вами. Например, 28 июня 1996 года Верховная Рада большинством голосов приняла Конституцию Украины. Или на Буковине открыто второе месторождение природного газа. Кроме того, информация может быть выражена обобщениями, постигнутыми на осознании повседневного опыта. (Теперь на прилавках магазинов круглый год самые разнообразные фрукты).

Образы берутся из исторических событий, художественных произведений, фольклора, науки, перлов языковой сокровищницы. ( "Нет такого бога, как мы себе вообразили, который ходил бы за нами с носовым платком и шлепал при необходимости"). При подборе образов важен контакт с аудиторией: с одной стороны образы должны быть близки и понятны, а с другой достаточно свежи, не заезжены до банальности. Порой выразить идею помогают символы. ("Призрак Чернобыля промелькнул над Волгоградом").

Нормативы - суждения, в которых запечатлен социальный опыт. ("Система противопожарной безопасности постоянно должна находиться в рабочем состоянии"). В статьях могут встречаться правовые, этические, технологические нормативы, нормативы здорового образа жизни, правила техники безопасности или этикета.

Что касается монтажа, то при поверхностном рассмотрении журналистский текст должен чередовать в себе факты и оценочные суждения без злоупотребления теми или другими. Оценочные суждения вскрывают смысл факта, факт аргументирует оценочное суждение. Так если мы говорим о том, что смертность в Украине превысила рождаемость, то непременно нужно привести статистику рождаемости и смертности в Украине за определенный промежуток времени. И если мы сообщаем, что президент Российской Федерации нанес официальный визит в Китай, то мы должны пояснить, какие последствия повлечет партнерство между этими странами для Европы или для Украины.

На более глубоком уровне композиция текста складывается из подтем. Их количество должно соответствовать количеству стоящих перед автором задач. Как правило, подтем четыре:

- ввод в ситуацию
- обозначение проблемы
- предъявление оценок и аргументов
- практическая постановка вопроса

Рассмотрим заметку из "Голоса Украины", состоящую из нескольких строк:

БУДЬТЕ СПОКОЙНЫ: В МЕТРО НАС ОХРАНЯЮТ и не только милиционеры. С 18 августа вместе с сотрудниками органов правопорядка в метрополитене несут патрульную службу военнослужащие Национальной гвардии. В последнее время подземка стала опасным видом общественного транспорта. Здесь участились случаи нарушений гражданского порядка, особенно хулиганские выпады против пассажиров, пьяные дебоши, кражи.

Ввод в ситуацию несет в себе сам заголовок и первое предложение заметки.

Обозначение проблемы состоит в факте нововведения: патрули Национальной гвардии. 

В последних двух предложениях предъявляются оценки и аргументы. Они как бы отвечают на вопрос читателя. "Ну, и что?"

Практической постановки вопроса мы не видим. Этого не позволяет жанр (информационная заметка). Что ему делать с этой информацией читатель решает сам. Пассажиры и работники метро, облегченно вздохнут: наконец-то будет к кому обратиться за помощью. Потенциальные правонарушители станут осторожнее, а охрана поймет, что у нее появится больше работы.

Практическое задание

Используя материал урока #1 (Мой маленький шедевр), заполните пропуски в следующей схеме:

Творческое задание 1

1. Внимательно прочитайте предлагаемую заметку.

«Счастливый» троллейбус по городу мчит…
Как бороться с «зайцами» в общественном транспорте? Проблема стара как мир.
Счастливая идея осенила руководство Севастопольского троллейбусного парка: организовать лотерею с обычными троллейбусными билетами. Теперь счастливчики смогут получить еженедельно приз в 50 гривен, а ежемесячно - ценные подарки, сообщает корреспондент Юрий Кириллов.
Что будет с теми, у кого нет ни «счастливых», ни «проигравших» билетов, не сообщается.

Решите следующие задачи:
А) выявите конкретную реальную ситуацию, о которой идет речь;
Б) четко сформулируйте тему заметки – так, чтобы была ясна и ситуация, и проблема.

2. Прочитайте заметку еще раз и определите, как звучит ее идея для разных категорий читателей:
А) работников транспортной системы;
Б) транспортных «зайцев»;
В) обычных пассажиров городского транспорта.

3. Рассмотрите элементарные выразительные средства, использованные в тексте. Определите, какую они играют роль (для выражения какой информации служат).

4. Обратите внимание на монтаж и композицию заметки. Какие особенности Вы здесь находите и чем можете их объяснить?

5. Скажите, есть ли в данном материале журналистский образ. Какой принцип организации этого текста избрали бы Вы?

Творческое задание 2

1. Выберите тему для будущей статьи, а также факт или несколько фактов, подтверждающих важность этой проблемы.

2. Сформулируйте опорную идею христианского журналиста. Исходя из имеющихся у Вас фактов (жизненного примера и т.п.) определите, какой вывод, по Вашему мнению, сделает из Вашей статьи читатель (рабочая идея). Определите, к какому из типов идей она относится.

3. Наметьте порядок расположения композиционных блоков. Рядом с каждым пунктом плана укажите, о чем Вы будете говорить, какие факты и оценки Вы приведете?

4. Обоснуйте актуальность выбранной Вами темы.

5. Подумайте, что Вам понадобится для того, чтобы еще лучше раскрыть тему.

 

Редакция газеты «Для ТЕБЯ» заявляет исключительное право на все материалы курса. Любое несанкционированное копирование, тиражирование и распространение мы будем рассматривать как противозаконное.

Введение
урок #1
урок #2
урок #3
урок #4
урок #5
урок #6
урок #7
урок #8
урок #9
урок #10
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100