Для ТЕБЯ - христианская газета

Курсы журналистов

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ТЕБЯ

Урок #9

Сам себе редактор

Вы уже знаете, о чем хотите написать? Тогда забудьте все, чему Вас учили  до этого, садитесь за стол и просто пишите. Пусть Вас не смущают никакие правила, способы и методы. Представьте, что в Вас живут две личности: писатель и редактор. Так вот, выставьте пока редактора из своей комнаты. Сейчас должен работать только писатель. Пишите быстро, легко, долго не раздумывая. Не жалейте бумаги. Лучше всего, кстати, подойдет чистая нелинованная бумага без каких-либо полей и рамок, ограничивающих Ваше творчество.
Начинайте редактировать только тогда, когда статья уже готова. Иначе Вы просто сразу будете вычеркивать только что написанные строки. В итоге получите кипу испорченной бумаги и ни одной хорошей мысли.
Но вот Вы представляете свое творчество на строгий суд себя-редактора. Сразу поставьте перед собой цель:
как сделать мою статью еще лучше?
 

Сначала окиньте взглядом опытного полководца всю картину в целом.
1. Все ли расположено в лучшем порядке? Связаны ли все части логически?
Может какие-то части должны стоять ближе друг к другу? Все ли на месте? Достаточно ли примеров и иллюстраций? Может, какой-то вопрос остался нераскрытым? Может, какой-то абзац никуда не ведет, а написан просто сам ради себя (тупиковый абзац), его стоит вычеркнуть не раздумывая!
2. Какое у Вас начало и заключение? Привлекательно ли начало, поясняет ли оно содержание статьи? Хорошо ли Вы поработали над заключением или просто прилепили его в конце?
3. Какие отрывки нужно беспощадно удалить? Те, которые не связаны с главной мыслью. Действительно ли этот пример поясняет Вашу мысль? Действительно ли Вам нужны все цитаты? Все ли предложения в этой цитате Вам нужны?  Ненужные подробности о себе. Не повторяетесь ли Вы?
4. Еще раз вспомните о композиционных узлах журналистского текста!

  • Интересен ли ввод в ситуацию, лаконичен ли он?
  • Обозначена ли проблема, понятна ли она?
  • Понятно ли, насколько важно то, о чем Вы пишите?
  • Что Вы предлагаете практически?

Взгляните на свое сочинение с точки зрения его ясности, краткости и выразительности.

Ясность

  • Сразу же переходите к делу! Становится ли Ваша цель ясна сразу? Или читателю придется просмотреть шесть-восемь абзацев, прежде чем он поймет, почему Вы написали это сочинение?
  • Одна статья – одна мысль!Насколько точно Вы ограничили предмет своей статьи? Вы не затрагиваете вопросы, не относящиеся к теме?
  • Объясняйте, а не отвлекайте! Не перегружена ли статья ненужными читателю фактами или деталями?
  • Не заставляйте читателя перечитывать фразу снова! Избегайте предложений, о которые он споткнется.
  • Если Вы поймаете себя на сочинении пышной фразы, которая внушает Вам гордость, измените ее! Все, что написано с целью продемонстрировать могучий ум автора, – почти всегда очевидно плохо. Цель статьи – донести мысли до читателя, а не упиваться ими самому.
  • Вы пишете не для идиотов! Помните пословицу: простота хуже глупости. Ясность и простота не должны быть синонимом вырождения нашего языка.

Краткость и точность

  • Говорите только то, что Вы знаете наверняка! В своей статье ответьте на вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?
  • Читать о конкретных фактах и лицах интереснее! Статья, пестреющая цифрами и заглавными буквами, вызывает куда больше доверия. Нет ничего хорошего в журналистике, которая пишет о «криминальных структурах» и «официальных организациях», не называя их по имени.
  • Вам не нужны обороты, замедляющие темп статьи! У каждой статьи есть еще и такая характеристика как темп. В устной речи люди порой используют слова, помогающие потянуть время. А сами пока придумывают, что сказать. Например: «Не приходится сомневаться в том, что...», «Следует отметить также...».
  • Помните: цель редактирования не сделать материал короче по объему, а убрать слова, которые не облегчают понимание текста. Или заменить их на более меткие.

Выразительность

  • Заменяйте отрицательные предложения положительными: например «Пишите сжато», вместо «Не будьте многословны».
  • Выискивайте в тексте все очевидно глупое и безжалостно вычеркивайте. Обычно Вы долго бьетесь над связкой между абзацами и, в конце концов, пишете совершеннейшую чепуху. Типа «Конечно, жизнь балерины состоит не из одних лишь аплодисментов...» А кто утверждал, что состоит? Что самое интересное с этими связками – вычеркнув, обнаруживаете, что вполне можно обойтись без них.
  • Ваша речь напоминает речь человека или учреждения? Не перегружена ли она всяческими «выше упомянуто», «следовательно» и «является». Статья – это не заявление или квитанция!
  • Используйте только выразительные цитаты. Вы можете писать куда более эффектно, чем многие говорить. Например, вместо «Представитель ООН заявил: «Мы полностью отрицаем правдивость этого утверждения», напишите просто: «Представитель ООН отрицает это».
  • Сокращайте цитаты. Но делайте это честно и открыто. То есть обозначайте удаленные места многоточием. Если желаемой краткости все равно не достичь, а только теряется логика высказывания, то передайте мысль с помощью косвенной речи.
  • Не прибегайте к цитатам, чтобы повторить то, что уже было сказано. «Партия выступила с протестом. Ее лидер заявил...». Напишите только одну из этих фраз, лучше первую.

Пишите правильно!

В каком-то детективном фильме сыщик, изучив анонимное письмо сказал: «Автор этого послания точно не журналист, ведь здесь полно грамматических ошибок!» Видимо, отличное знание родного языка – один из отличительных атрибутов журналистской профессии. Не стоит возлагать все надежду на корректора или литературного редактора. Поэтому Вам придется снова и снова заглядывать в словари и грамматические справочники.
Предлагаем Вашему вниманию языковую разминку из упражнений по русскому языку для старших школьников.
Упражнение 1. Исправьте ошибки, допущенные в употреблении слов: неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами.

  •  Через весь роман проходит фабула патриотизма.
  •  Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.
  •  Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь.
  •  Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.
  •  Как только артист выходил на сцену, лица зрителей взрывались улыбками.
  •  Результаты контрольных работ, проведенных в разных городах, были отличные.
  •  Из-за рассеянности шахматист не раз во время чемпионата терял очки.

Упражнение 2. Разнообразьте свою речь синонимами. Устраните или замените повторяющиеся слова.

  •  Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу.
  •  Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов.
  •  Он призывал русских людей объединиться воедино.
  •  Автор сатирически изображает образы помещиков.

Упражнение 3. Обратите внимание на то, с помощью каких слов и словосочетаний автор вводит в текст прямую речь и реплики диалога. Подберите еще несколько синонимов к слову «сказать».

– Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем...
За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.
– Пойдемте гулять завтра поутру, сказала она ему, – я хочу узнать от вас латинские названия полевых растений и их свойства.
– На что вам латинские названия? – спросил Базаров.
– Во всем нужен порядок, – отвечала она.
– Что за чудесная женщина Анна Сергеевна, – воскликнул Аркадий, оставшись наедине с своим другом в отведенной им комнате.
(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Упражнение 4. Старайтесь избегать канцелярских словечек в Ваших произведениях. Какие исправления можно внести в эти предложения?

  •  Полоса застоя и упадка театра отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей.
  •  Необходимо ликвидировать отставание на фронте недопонимания сатиры.
  •  Он подошел к моему другу, ловившему рыбу в соседнем пруду и спросил: «Какие мероприятия предпринимаете вы для активизации клева?»
  •  Дабы ограда не подвергалась ржавлению, необходимо покрыть ее масляной краской.
  •  Ремонтирование телевизора произведено в сроки, каковые предусмотрены в нижеупомянутой инструкции.

Упражнение 5. Журналисты любят употреблять заимствованные из других языков слова. Будьте осторожны со словами, значение которых Вы понимаете только приблизительно. Исправьте ошибки в употреблении иноязычных слов.

  •  Ничто не может вывести Обломова из его баланса.
  •  В композиции романа важную роль играет пейзаж местности.
  •  В поэме отчетливо виден весь антагонизм противоречий между помещиками и простым народом.
  •  Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперед в развитии немецкой драматургии.
  •  Монолог Антигоны – это хвалебный дифирамб человеку.

Упражнение 6. Правильно употребляйте устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты). Какие ошибки допущены при употреблении устойчивых оборотов в следующих предложениях?

  •  Уже ранние романтические произведения писателя оказали неизгладимое впечатление на современников.
  •  Правда, заключенная в стихах поэта, бьет в лицо.
  •  Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России.
  •  Среди художественных средств поэмы особую роль имеют сравнения.
  •  Сразу же после приезда детей его жизнь начала бить другим ключом.

Упражнение 7. Говорите по-русски! Какие слова образованы неправильно, какие ошибки допущены в употреблении однокоренных слов?

  •  Новизна высказываемых студентами новых идей поразила представителей международной организации.
  •  Старик не мог вынести измываний богатого соседа.
  •  Мне бы хотелось особенно подчеркнуть такую черту ее характера как честность.
  •  На основе своих долгих размышлений Раскольников обосновал свою теорию.
  •  Устои темного царства пошатнулись.
  •  Развитие личности героя показано в романе с большой шириной и глубиной.

Упражнение 8. Будьте внимательны при замене придаточных предложений причастными оборотами. Не запутывайте читателя излишними придаточными. Избегайте неясности или двусмысленности.
«Он увидел фонтан посреди сада, который был завален опавшими листьями». Не ясно, был ли фонтан или сад завален листьями.
«Не успев зайти в дом, хлынул дождь», - комическая ошибка. Нужно сказать: «Мы еще не успели войти в дом, как хлынул дождь». Иначе создается впечатление, что это дождь не успел войти в дом, а не мы.
Исправьте!
Увидев меня, его лицо засияло  от радости. Листая журналы, встречается масса рекламы.

Редактирование тона и стиля

1. Удалось ли Вам избежать выражения гнева и раздражения, отвечая на критику или замечания? Это особенно касается статей-ответов на запросы читателей, гневные письма или каких-либо дебатов на страницах газеты. Не пишите для той группы людей, на которую Вы сердитесь.

2. Тактично ли Вы подошли к разговору о деликатных и сложных ситуациях? Помните, не стоит подливать масла в огонь, когда речь идет об этнических конфликтах, политических играх, вопросах доверия правительству, каких-либо не подтвержденных до конца обвинениях. Наша цель: созидание Церкви. Будем же отделять человека от его греха, а не раскалывать общество на своих и чужих!

3. Обличайте с любовью, а не громите! Помните, кто слишком рьяно клеймит любую категорию «грешников», может причинить боль своим читателям. Конечно, все это не значит, что Вы должны называть смерть «уходом», а секс «близкими отношениями». Иначе, когда Вы  в следующий раз в самом деле будете иметь ввиду дружеские отношения, Вас поймут превратно.

4. Сильные эмоции нужно передавать сдержанным тоном. Не стоит смаковать подробности каких-либо зверств, страданий или разрушений.

5. Не насмехайтесь над злоключениями конкретного человека.

6. Удалось ли Вам избежать авторитарного тона? Подумайте, что можно сказать иначе в следующем отрывке:

«Прежде всего и более всего, мы должны говорить о Божьей любви; мы должны свидетельствовать о Спасителе и Его спасении; только мы должны быть честны с нашими слушателями и не утаивать от них, что вступление в Божье Царство сопряжено с немалыми страданиями и несчастьями...»

7. Чаще задавайте себе вопрос, употребляли бы Вы те же слова, если бы лицом к лицу говорили со своим читателем?

Советы по общему редактированию

  • Перед тем, как начать редактирование, отложите свою работу на время. Если возможно, пусть пройдет 24 часа, прежде чем Вы вновь возьметесь за нее. Вы посмотрите на нее свежим взглядом.
  • Помните, чем шире поле и чем больше интервал между строками, тем удобнее вносить поправки. Постарайтесь раздобыть побольше хорошей бумаги и не лепите все в кучу. Запаситесь канцелярскими принадлежностями, с которыми Вам приятно работать.
  • Будьте абсолютно безжалостны к своему первому варианту. Удаляйте, заменяйте, перемещайте, вставляйте.
  • Обратите внимание на несколько первых абзацев. Здесь Вы, вероятно, еще не достигли полной силы.
  • Будьте внимательны к тем отрывкам, которые Вы писали, будучи усталым или несобраным. Последний абзац по этой же причине требует особого внимания.
  • Читайте вслух, чтобы понять общее содержание и стиль.

Критика – двигатель прогресса

Возьмите себе на вооружение этот принцип. Помните, в хорошей журналистике нет авторитетов и «новичков», есть только хорошо или плохо написанный материал. Вложите часть себя в каждую свою статью, но когда за дело возьмется редактор, забудьте, что в его руках Ваше «трепетное сердце». Если у Вас есть возможность непосредственно общаться с литературным редактором, станьте сотрудниками во имя того, чтобы сделать Ваш материал еще лучше. Когда же посылаете чужому и далекому человеку свой шедевр, будьте готовы к тому, что Вас могут и не заметить. Но это не повод обидеться на весь мир и больше не браться за перо.
В нашей газете работают в наиболее общих чертах три группы авторов:

  • благополучные - те, которых почти не «режут» или «режут» редко (хорошо развита способность к саморедактированию);
  • начинающие –те, которых корректируют из номера в номер из чего все-таки выходят интересные материалы (не всегда знают, что хотят написать, но с уважением относятся к мнению редактора);
  • проблемные -те, с кем ведется постоянное сражение за каждую строку материала (могут писать хорошо, но не умеют признавать своих ошибок).

Понятно, что такое деление авторов, не результат научного исследования, а простое практическое наблюдение. Тем более, что в секулярных изданиях никто не вступает в полемику с авторами. Неподходящие статьи просто не публикуют, «не рецензируют и не возвращают», о чем Вы прочтете в конце любой газеты.
В христианских изданиях дело обстоит иначе. Когда редакция работает как одна команда, становится почти семьей, начинаются разбирательства, кого «больше любят», и, следовательно, меньше «режут». Еще хуже, если какой-нибудь очень уважаемый в церкви и правда замечательный человек, вдруг решает стать писателем. Я имею ввиду тот случай, когда брату или сестре, все же лучше было заниматься чем угодно, только не этим.
Вот почему автор должен быть своим самым придирчивым критиком! Никто не сделает этого с такой любовью, как Вы сами. Самокритичность избавит Вас от привселюдной критики. Вы не покажете другим ничего такого, за что потом будет стыдно. Вас похвалят! Вас приведут в пример! У Вас будут прекрасные отношения с литературным редактором. Вы будете чувствовать себя человеком.
Очень полезно читать вслух все свои статьи какому-нибудь разумному человеку.
Он- то и подскажет Вам, в каком месте неувязка, что занудно, что непонятно. Лучше, если таких людей несколько. Мы стараемся зачитывать все статьи в присутствии полного состава наших сотрудников. Есть правда одно правило: если тебе не нравится статья – приведи веские аргументы, почему. Мало ли что кому может не нравиться.
Живо интересуйтесь судьбой Ваших статей уже после публикации. Вызвали ли они резонанс? Какие на них пришли отзывы? Что нужно усвоить на будущее?
И молитесь. Молитесь о Божьем редакторстве Ваших произведений. Как Он относится ко всему, что Вы написали? Прославляет ли это Бога, помогает ли людям принять Его? 


Практическое задание ?

1. Проследите за редакторской мыслью в работе над этим материалом, постарайтесь уловить основные принципы!

Оригинальный вариант

Отредактированный вариант

Если ты нужен себе сам

Бегство от реальности это не ново. Человечество издавна прибегало к этому, как к способу уйти от самого себя, погрузиться в мир иллюзий. – А методы? -- Их масса – и один из них – наркотик.
Для меня это слово звучит мрачновато, по крайней мере сейчас. А каких-то лет 10-12 назад я так не думала. Тогда для меня наркотик был средством самовыражения, способом подчеркнуть свою независимость от родителей, от общественных устоев. В то время я еще не понимала, что выбранная мною дорога ведет в никуда.
Все началось с того, что я начала задумываться над смыслом жизни. Не получив от окружающих вразумительного ответа, я стала жить по принципу: «В жизни все надо попробовать». Мудрый Соломон писал об этом так: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» *1 
К сожалению мудрости у меня было маловато, поэтому больше придерживалась глупости. В 19 лет я уже довольно часто принимала наркотики. В этот же период времени я вышла замуж. То, что мой муж периодически покалывался меня ничуть не смущало. Мы объединили свои усилия и довольно преуспели в этом направлении. Хотя мы всеми силами пытались держаться на плаву: увлекались музыкой, читали философские книги (я даже училась в институте), нас неумолимо тянуло на дно. В таком состоянии мы пришли к выводу: «Смысл жизни заключается в его отсутствии».
Наркотик – мощная разрушительная сила. Она объединяет миллионы живущих на земном шаре в отряды зомби, которые движутся по программе «Смертники». Для погибели человека дьявол избрал беспроигрышное оружие. Наркотик действует быстро, уверенно и обеспечивает летальный исход. Жертва быстро попадает в западню. Бдительность усыпляется. Тело и разум погружаются в липкий сироп дурмана. Предприняв несколько, как правило, неудачных попыток собственной реабилитации, больной приходит к выводу, что это невозможно.
Вот в таком плачевном состоянии Христос протянул нам руку помощи. Я первая откликнулась на этот зов. Через две недели посещения церковных Богослужений я покаялась перед Богом в своих грехах. Я плакала, как ребенок и просила у Бога прощения за неправильно прожитую жизнь. В мгновение ока мое мировоззрение перевернулось. Я увидела себя Божьими глазами, осознала себя грешницей. До этого я никогда не испытывала подобных переживаний. Рядом с собой я почувствовала присутствие Кого-то очень любящего и Чьи-то теплые руки. Это было почти чувственное ощущение. Это событие навсегда перевернуло мою жизнь. С этого момента я уже ни разу не употребила наркотики. Бог исцелил меня.
Ну, а мой муж? Я его очень любила и верила, что наступит и его час освобождения. Прошло два года и вот это произошло.
Теперь мы вместе служим Богу в группе по реабилитации алкоголиков и наркоманов «Возрождение». В нашу группу мы принимаем всех желающих освободиться от этой зависимости. Только Бог может разорвать оковы и свергнуть это бремя.
Наркотик – духовная одержимость. Дьявол оккупирует дух человека, сражает психику. Его не выгонишь таблетками. Это духовный мир. Как нельзя вылечиться таблетками от жадности, от воровства, так же и от наркотика нет средства, кроме обращения за помощью к Богу. «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши» *2
«Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни ... ранами Его мы исцелились» *3
1 Еккл. 2:3
2 Деян. 3:19
3 Ис. 53:4-5
Анжелика Александрович
г. Одесса

Из плена наркотиков

Все началось с того, что я начала задумываться над смыслом жизни. Не получив от окружающих вразумительного ответа, я стала жить по принципу: «В жизни все надо попробовать». Мудрый Соломон писал об этом так: «Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростию, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей» (Екклесиаст 2:3).
К сожалению, мудрости у меня было маловато, поэтому я больше придерживалась глупости. В 19 лет я уже довольно часто принимала наркотики. Тогда же я вышла замуж. То, что мой муж периодически «покалывался», меня ничуть не смущало. Мы объединили свои усилия и довольно преуспели в этом направлении. Хотя мы всеми силами пытались держаться на плаву — увлекались музыкой, читали философские книги (я даже училась в институте) — нас неумолимо тянуло на дно. В таком состоянии мы пришли к выводу: «Смысл жизни заключается в его отсутствии».
Наркотик – мощная разрушительная сила. Она объединяет миллионы живущих на земном шаре в отряды зомби, которые движутся по программе «Смертники». Для погибели человека дьявол избрал беспроигрышное оружие. Наркотик действует быстро, уверенно и обеспечивает летальный исход. Жертва быстро попадает в западню. Бдительность усыпляется. Тело и разум погружаются в липкий сироп дурмана. Предприняв несколько, как правило, неудачных попыток собственной реабилитации, больной приходит к выводу, что это невозможно.
Вот в таком плачевном состоянии Христос протянул нам руку помощи. Я первая откликнулась на этот зов. Через две недели посещения церковных богослужений я покаялась перед Богом в своих грехах. Я плакала, как ребенок, и просила у Бога прощения за неправильно прожитую жизнь. В мгновение ока мое мировоззрение перевернулось. Я увидела себя Божьими глазами, осознала себя грешницей. Такого со мной еще не бывало. Я почувствовала присутствие Кого-то очень любящего и Чьи-то теплые руки. Это было почти чувственное ощущение. Это событие навсегда перевернуло мою жизнь. С этого момента я больше не употребляла наркотики. Бог исцелил меня.
Ну, а мой муж? Я его очень любила и верила, что наступит и его час освобождения. Это произошло через два года.
Теперь мы вместе служим Богу в группе по реабилитации алкоголиков и наркоманов «Возрождение». Сюда мы принимаем всех желающих освободиться от этой зависимости.
Дело в том, что наркотик – это духовная проблема. Наркоманию не вылечишь таблетками, как нельзя вылечиться от жадности, от воровства. Это не физический, а духовный мир. Дьявол оккупирует дух человека, сражает психику. Вот почему от наркотиков нет средства, кроме обращения за помощью к Богу. Только Он может разорвать оковы и свергнуть это бремя.«Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши», говорится в Библии (Деяния 3:19). И помощь придет, потому что
«... Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни ... ранами Его мы исцелились» (Исаия гл. 53, ст. 4-5).
Анжелика Александрович 
г. Одесса

  • Эту статью стоило редактировать,  потому что у автора:
  • живой и изящный стиль
  • грамотное и логичное изложение
  • чувство такта и чувство юмора
  • интересные образы и сравнения
  • Эту статью нужно было подредактировать, потому что в ней:
  • не достаточно яркое вступление
  • несколько лишних словесных оборотов
  • туманное название

Творческое задание

  • Отредактируйте одно из своих произведений (написанных для предыдущих уроков).
  • Разыщите неудачный, на Ваш взгляд, текст и отредактируйте его.

 

Редакция газеты «Для ТЕБЯ» заявляет исключительное право на все материалы курса. Любое несанкционированное копирование, тиражирование и распространение мы будем рассматривать как противозаконное.

Введение
урок #1
урок #2
урок #3
урок #4
урок #5
урок #6
урок #7
урок #8
урок #9
урок #10
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100