Для ТЕБЯ - христианская газета

Курсы журналистов

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ТЕБЯ

Урок #2

Как стать хорошим репортером?

Чтобы стать хорошим репортером, нужно научиться выяснять факты по определенному вопросу и должным образом их фиксировать. Кроме того, необходимо кое-какое техническое оборудование и немалая духовная культура. И, наконец, нужно иметь подходящий характер.

Репортерское снаряжение

Если Вам приходится напоминать, что репортер должен постоянно иметь при себе ручку, значит, работа в газете, скорее всего, не для Вас. Вам необходимы две записные книжки. Одна маленькая, чтобы как бы между прочим вытащить ее из кармана при непосредственном общении с людьми. Другая — большая (чем больше, тем лучше) для за­писи телефонных разговоров из своего офиса. Большой формат позво­ляет легче делать записи, реже отвлекаться на переворачивание страниц (лучше всего подойдет книжка, скрепленная спиралью). На об­ложке каждой записной книжки необходимо ставить дату первой записи, а, исписав книжку до конца, надо хранить ее как можно дольше. Будь­те уверенны: стоит Вам выбросить старую записную книжку, как она тут же понадобится Вам позарез.
Крайне полезно выучить стенографию. Магнитофоны ломаются, лю­ди часто смущаются записи на пленку, да и вообще не любят, когда их то и дело переспрашивают, чтобы успеть все записать. Пользуясь диктофоном, не забывайте заносить в блокнот основные моменты и свои впечатления. Это сэкономит Ваше время, к магнитофонной записи Вы будете обращаться только для подтверждения конкрет­ных фактов или цитирования. Иначе Вам долго и мучительно придется восстанавливать на слух картину происходящего.
Каждый репортер должен вести книгу своих контактов, подробно записывая адреса, номера телефонов и факсов его собеседников. Порой решишь, что номер телефона этого человека тебе больше никогда не понадобится, а месяцы спустя возникнет острая необходимость переговорить именно с ним. Всеми силами старайтесь раздо­быть как можно больше имен и телефонов. Пожертвуйте как-нибудь выходным, чтобы сделать дубликат телефонной книжки на случай (чаще всего, неизбеж­ный), если Вы ее потеряете.
Каждый журналист должен усвоить, какой снимок считается хоро­шим и как его сделать (пусть даже он набьет шишки, учась этому),  потому что фотографии — важная часть газеты. Пишущему журналисту могут и простить неумение обращаться с фотоаппаратом, но кому охота, чтобы ему что-то "прощали"? Необязательно иметь собственный компьютер, но надо знать, как им пользоваться. Ведь компьютеры используют не только для выпуска газет, но и для хранения информации, к которой Вы можете получить доступ.

Как избежать ошибок

Многие репортеры полагают, что тянуть со сдачей материала до последнего и сдавать чересчур объемные статьи — признак литера­турного таланта. Подобное поведение — непрофессионально и скоро составит Вам репутацию человека ненадежного. Укладываться в срок – вопрос собранности. Сделать это не всегда легко, но почти всегда возможно. Укладываться же в объем — это вопрос и собранности, и опыта. Возьмите лист Вашей рукописи и сосчитайте среднее количество знаков в строке (вместе с пробелами), умножьте его на количество строк. Полученное число разделите на 22 (среднюю длину газетной строки). Вы будете знать, сколько строчек займет одна страница рукописи на газетной полосе. Например, статья в две с половиной тысячи печатных знаков занимает в среднем четверть газетной стра­ницы в "Для тебя".
Репортеру приходится учиться на собственных ошибках. Чтобы этих ошибок было хоть немного меньше, постарайтесь усвоить основные принципы этой работы. В основе хорошей статьи лежит умение найти ценную новость в куче информационного мусора. Не тратьте время на разработку сюжетов, которым грош цена.
Развивайте в себе страсть к точности. Всегда правильно передавайте то, что говорят Вам люди. Что бы Вам ни сказали, убедитесь, вяжется ли цитата с общей атмосферой происходящего. Если в цепочке описанных Вами фактов существуют разрывы, ни в коем случае не пытайтесь угадать недостающую информацию. Продолжите расследование! Часто какой-нибудь факт кажется нам ну просто очевидным. Мы делаем предположение и ... оказываемся совершенно правы, но остерегайтесь предположений, как опасного соблазна. Одна британская газета получила фотографию, на которой принц Чарльз обнимал женщину, явно не свою жену. Тогда уже было известно о неудачном браке принца, и газета опубликовала снимок под заголовком, намекавшим на новый роман наследника престола. Они сделали предположение и жестоко ошиблись. Фотография была сделана на похоронах ребенка, умершего от лейкемии в возрасте четырех лет. Принц делал то, что любой сделал бы в подобной ситуации: утешал убитую горем мать.
Никогда не бойтесь выглядеть дураком. Однажды в университете на консультации перед экзаменом по одному серьезному предмету преподаватель зачитывал список вопросов к экзамену. После каждого вопроса он делал паузу и строго просил поднять руку тех студентов, которые не знают ответа на этот вопрос. Полсотни человек, сидевших в зале, не переставали кивать с умным видом, хотя мне было ясно, что они не поняли и половины. Чтобы хоть как-то спасти ситуацию мне пришлось набраться смелости и поднять руку. Это словно обидело преподавателя. Он поинтересовался, неужели этот вопрос не ясен кому-нибудь еще. И тут мой приятель сделал неуверенный жест правой рукой. "Ладно, записывайте", - вздохнул преподаватель. К моему удивлению, все как один тут же зашелестели бумагой и принялись конспектировать… Постарайтесь выказывать свое незнание при расспросах, а не на газетных страницах.
Забудьте о своих предубеждениях. Допустим, что как христианин Вы стремитесь положить конец кровопролитию в Чечне. Естественно, Ваш материал будет иметь противоположное звучание в зависимости от того, считаете ли Вы русских освободителями, а чеченцев террорис­тами или наоборот русских захватчиками, а чеченцев национальными героями. В любом случае, есть опасность написать нечестную и необъективную статью. Потому что вместо душевного бальзама Вы лишь подольете масла в огонь конфликта. Не забывайте, наша цель — созидание Церкви, а не раскол общества.

Как стать уникальным

Практически каждый умный человек при желании может стать толковым журналистом. Но чтобы стать превосходным журналистом, нужно обладать талантом и склонностью к расследованиям и их изложению на бумаге. Кроме того, нужно обладать подходящим характером или выработать его. Не надо тут же бежать на прием психотерапевта или заниматься общей коррекцией личности. Нужно всего-навсего сделать упор на те стороны своего "я", которые требуются для этой работы. Попробуйте проанализировать свой характер.
Нравитесь ли Вы людям? Хороший журналист производит впечатление человека открытого, дружелюбного, естественного. Он интересуется людьми, находит с ними общий язык, общается на равных. Вас можно назвать решительным человеком? Имеется в виду решимость в выборе темы, готовность преодолеть все трудности расследования, обратиться за информацией к самым разным людям, которые не всегда настроены дружелюбно.
Присущ ли Вам дар особого журналистского нахальства? Отважитесь ли Вы позвонить высокому чиновнику прямо домой? Найдете ли Вы в себе силы делать звонки снова и снова, даже если с Вами откровенно не хотят разговаривать? Никогда не бойтесь спрашивать! Страшнее, чем "отстань", Вам все равно ничего не скажут.
Многие ли считают Вас беспристрастным человеком? Нет, не безразличным или бесчувственным. Любовь и чувство справедливости — вот путеводная звезда в выборе тем. Призывайте к покаянию, пропове­дуйте распятого Христа, предостерегайте от греха Ваших читателей. Но если Вы хотите быть профессионалом, помните: статья и проповедь — разные вещи!
Вы боитесь тяжелой работы? Достанет ли Вам энтузиазма обойти множество инстанций, найти, перепроверить, уточнить самую разную информацию? Насколько развито у Вас любопытство? Любите ли Вы без конца задавать вопросы? Наблюдательны ли Вы?

Шаг за шагом

Журналистское творчество состоит не только в одном написании статей. Создание любого журналистского произведения проходит, как минимум пять этапов.

1. Поиск идей >> 2. Сбор информации >> 3. Упорядочение материалов >> 4. Написание статьи >> 5. Редактирование сочинения.

Четкой границы между этими этапами нет и, зачастую, они проходят неосознанно. Однако все они одинаково важны для написания хорошего материала.
Когда журналист определился с темой, на которую ему хотелось бы написать, он отправляется на поиск подходящей ему идеи. Точнее, происходит выбор наиболее яркой ситуации, примера, факта, относящихся какой-то общей большой теме, но делающих ее более конкретной.
Как можно сузить тему?

Отношения между родителями и детьми. >>  Как добиться взаимопонимания между родителями и детьми-подростками.>> Десять шагов, которые должны сделать родители навстречу своему взрослеющему ребенку.

Сужение темы часто происходит во время сбора информации. Оно может зависеть от того, какие факты Вам удалось собрать. Может статься, что Вы хотели обратиться к взрослым, но нашли чудесные советы психолога, адресованные самим подросткам, и у Вас родилась статья для молодежной странички на тему «Как подростку научиться быть послушным своим родителям».
Информации никогда не бывает «уже достаточно». Собирайте и записывайте все, что найдете по своей теме. Хорошо, если объем собранных Вами материалов в несколько раз превышает объем планируемой статьи. Не забывайте аккуратно фиксировать, что и откуда Вы выписали. Ссылаться в статье на то, что кто-то Вам рассказал в личной беседе недопустимо, если Вы, конечно, не пишите интервью.
Когда на Вашем столе красуются кипы исписанной бумаги, газетных вырезок и все необходимые книги, приступайте к упорядочению материалов. Наверняка у Вас в голове уже давно зрел план того, в каком порядке Вы разместите в статье собранные Вами факты.

NB! Сформулируйте главную мысль Вашей статьи в одном предложении, запишите и положите перед собой.

Составьте план из всего, что Вы собрали и вычеркните те пункты, которые не относятся напрямую к Вашей идее. Перед написанием рекомендуется просмотреть все материалы не менее пяти раз. Не жалейте выбросить из плана те мысли, которые уводят от главной темы. Приберегите их для дальнейших статей по этому вопросу.
Сядьте и перенесите все свои мысли на бумагу. Сначала не стесняйтесь, что скажете что-то не так. Отложите статью и через какое-то время прочтите ее вслух. Вы сразу почувствуете, что нужно убрать, а где четче обозначить переход от одной мысли к другой. Прочтите статью кому-нибудь еще. Сле­дите за реакцией слушателя. Исправьте то, что непонятно с первого раза. Не ленитесь переписать статью, но не стоит ее вымучивать. Если дело не идет, отдохните, измените план, а, в крайнем случае, и тему.

Охота за идеями

Рассмотрим работу журналиста на первом этапе. А именно поиск идей.

Ваш собственный опыт

а) Развейте идею из своей собственной жизни. Как Вам удалось чему-нибудь научиться? (Прощать врагов, например)
б) Как Вам самому удалось преподать кому-то урок? (Как Вы наладили отношения с детьми, супругом, сотрудниками и т.п.)
в) Вы можете написать свое свидетельство, но только если Вы или условия, при которых это случилось, могут действительно произвести глубокое впечатление на многих людей.
г) Затроньте тему, которая вызывает у Вас чувство возмущения, о которой Вы можете спорить «с пеной у рта». Скажем, если Вас раздражают нытики, напишите о здоровом христианском оптимизме. Если Вы не терпите лицемерия, выскажитесь по этому поводу.

Темы из личного опыта неудобны тем, что быстро иссякнут. Ведь покаяние бывает только раз, а научиться в жизни успеваешь не многому. Вы же не собираетесь убеждать читателей поступать так, как сами еще не можете? Например, призывать оставить раздражение, так, как это сделали Вы сами, хотя, честно говоря, сами Вы еще только лишь на пути к этому.

Опыт других людей

Более широкие горизонты открывает перед нами опыт наших родственников, друзей, прихожан церкви.
а) С какими проблемами им приходиться сталкиваться?  (Безработица, непослушные дети-подростки и т.п.)
б) Какие вопросы они задают?  (Жесток ли Бог? Откуда взялся праздник Пасхи? Правда ли, что Библию написала женщина? и т.п.). О чем они говорят?
в) Как Вы думаете, есть вокруг Вас люди, которые заинтересовали бы читателей своей жизнью или свидетельством? (Вы можете рассказать о человеке, который был чемпионом мира, знаменитостью, или о человеке с необычайной судьбой, пришедшем к Богу).

Идеи из новостей

Еще один источник идей — новости. Смотрите телевизионные выпуски новостей с карандашом в руках, слушайте радио, читайте газеты и журналы. Анализируйте заинтересовавшие Вас события с библейской точки зрения. Например, в новостях говорят, что в Вашей стране на один брак приходится два развода. Вы могли бы взяться за написание статьи:

  • о том, что Библия говорит по поводу развода
  • о том, как можно сохранить счастливые семейные отношения
  • о том, как влияет развод на детей.

Постоянные источники идей

Поначалу у Вас, вероятно, будет немало идей из описанных выше источников, но на будущее Вам придется позаботиться о постоянной «статье доходов». Для этого нужно:
1. Вести дневник новостей.
Большая часть новостей связана с событиями, которых можно ожидать заранее: официальные встречи, открытия, закрытия, пресс-конференции и т.д. Все эти события следует заносить в дневник, чтобы ничего не пропустить и лучше планировать работу. В этот дневник можно заносить праздники, годовщины и другие даты. (Всегда можно подготовить подходящую статью в рождественский или пасхальный номер, а также приурочить ее ко дню 8 марта или, Дню защиты детей).
2. Завести картотеку идей.
Собирайте картотеку, куда Вы будете заносить разного рода соображения и проекты, а также вырезки из газет и журналов, которые  можно  будет в дальнейшем положить в основу нового материала. Вы можете, к примеру, сохранить вырезку из газеты, рассказывающую об изобретении нового детектора лжи, а через время написать статью о восьмой заповеди (не произноси ложного свидетельства на ближнего).
3. Темы, постоянно интересующие читателей.
Это деньги, и все, что с ними связано: от истории возникновения до рекомендаций, как стать богатым или как найти высокооплачиваемую работу (в нашем случае – о вреде сребролюбия).
Ночная жизнь плюс те сферы жизни, которые незнакомы большинству читателей. Жизнь знаменитостей, элитных слоев общества, преступного мира, бродяг, путешественников, все это заинтересует широкие круги. Если Вы на примере объясните, чем эта жизнь отличается от жизни христианина, и почему такой-то человек предпочел первой последнюю, Ваша статья будет иметь успех в любом христианском издании.
Телевидение и радио. Кто бы ни были Ваши читатели, Вы можете твердо сказать, что многие из них проводят массу времени перед телеэкраном. Там Вы найдете общие темы для обсуждения. Как смотрит Библия на события, подобные происходящим в том или ином популярном фильме, шоу, телепередаче?
Здоровье и красота. Эти темы всегда волнуют читателей. Они с жадностью поглощают советы о том, как избавляться от стрессов, страхов, различных недугов. Им важно знать, как почувствовать себя красивым, элегантным, успешным. Рекомендации такого рода вполне уместны в христианской газете.
Новые законы всегда можно прокомментировать с точки зрения Библии, а также их значения для жизни верующих людей. Кроме того, бесперебойными источниками материалов могут быть постоянные рубрики.
Опросы. Их можно проводить в виде письменного анкетирования. При этом нужно стараться опросить как можно больше людей, не меньше сотни, заботясь о том, чтобы они принадлежали к разным возрастным, половым и социальным группам (если, конечно, Вы не ставите за цель узнать мнение исключительно молодых девушек об их мужском идеале или мнение предпринимателей о новой налоговой политике). Результаты такого опроса переводятся в проценты и публикуются с кратким анализом ситуации. Для удобства обработки данных анкету лучше всего составить из четких кратких вопросов, требующих конкретного ответа. (Часто нужно просто выбрать один из предложенных вариантов). Например: «Сколько часов в день Вы проводите перед экраном телевизора? а) 1-2; б) 2-3; в) 3-5; г) 5 и больше».
Телефонный опрос. Вы набираете любой номер, представляетесь и задаете вопрос. Главное не забыть записать имя, возраст и про­фессию того, с кем Вы беседовали. По телефону люди, как правило, более откровенны. При таком опросе Вам уже не понадобится обзванивать целую сотню человек. Сделайте столько звонков, сколько понадобится, чтобы потом отобрать и процитировать десяток оригинальных ответов. Мы проводили в нашей газете такой опрос на тему «Верите ли Вы в гороскопы?»
Кроме того, мы проводим опросы прямо на улице, вооружившись диктофоном и фотоаппаратом. Их примеры Вы найдете почти в каждом номере «Для тебя».
Советы. Об этом мы поговорим в уроке о написании статьи-руководства.
Истории. Это увлекательные случаи, произошедшие с людьми. Когда не так важны фамилии участников, как резкий и непредвиденный поворот сюжета. Что-то вроде притчей, поучительных анекдотов.
Как мы встретились. Короткий рассказ о том, как повстречались двое людей, по крайней мере, один из которых — знаменитость.
Списки. Самое легкое и простое чтение. Бесполезная, но зачастую забавная информация дается в виде списка. «10 видов животных, находящихся на грани исчезновения», «10 самых крупных ошибок в фильмах», «10 знаменитых людей, исключенных в свое время из школы». В ваших силах придумать список на христианскую тематику и сделать его не таким уж бесполезным.
Где они ныне? Это статьи о знаменитостях, исчезнувших из поля зрения общественного внимания. Герой статьи — обычно знаменитость спорта, рок музыки или кино. А может, кто-нибудь из них стал христианином.
Один день из жизни. Это рубрика, где какой-нибудь интересный человек описывает свой день с утра до поздней ночи.
Подсчитано и взвешено. Это Ваше маленькое, часто шутливое исследование какого-нибудь вопроса. Скажем, Вы решили исследовать "сбываемостъ" какого-нибудь суеверия, чтобы разоблачить подобные выдумки.
Вопросы читателей. Прямой  ответ на нужды Ваших читателей, вы­сказанные в письмах. Часто они дают повод для целой статьи.

Что выделяет одну идею на фоне других

Всё, что печатается в журнале, должно быть интересно читателям. Если не всем, то, по крайней мере, большей их части. Вот перечень тем, которые интересуют многих людей.
Соперничество: Будь то спорт или бизнес, конкуренция производителей или сбор голосов в предвыборной кампании — во всем этом общечеловеческая склонность к соперничеству проявляется не только у тех людей, кто принимает непосредственное в них участие, но и у тех, кто за этим наблюдает. Расскажите в своей статье о чём-то, связанном с соперничеством, и увидите, как читатели потянутся к ней.
Конфликт: Конфликты между отдельными личностями или между группами людей, между ассоциациями, между нациями или блоками наций; духовные, военные, финансовые или эмоциональные столкновения-конфликты будут притягивать внимание читателей к вашей статье.
Спорный вопрос:  Всякий раз, когда люди высказывают несогласие или спорят, — неважно какое отношение это может иметь к окружающим, — это всегда вызывает всеобщий интерес.
Вопрос первой важности: Если читатели сочтут, что по важности своей тематики статья стоит того, чтобы её прочитать, –  они найдут для этого время. Вопросы брака и семьи, общежития, домашнего очага и образования, обеспеченности пищей и жильём, вопросы работы и свободного времени, здоровья и красоты, этнический вопрос, проблемы электричества, погоды и водоснабжения можно считать вопросами первой важности.
Знаменитая личность: Президент выступает в поддержку пересадки человеческих органов; или пять звёзд кино и телеведущих собрались, чтобы выступить в защиту матерей солдат, погибших в Чечне, — и, естественно, общество берёт это на заметку.
Страх: Ясно, что страх — это нечто отрицательное. А, как известно, не многих привлекает отрицательное. Но всё, что касается непознанных сил, видимых и невидимых, которые могут представлять какую-то угрозу или наносить вред, — это уж точно привлечёт внимание читателей.
Душещипательные темы: Борьба со смертоносной болезнью; бездомный ребёнок обретает семью; семья престарелых пенсионеров находит утешение или, ещё лучше, помощь и поддержку. Нельзя сказать, что очень важные темы, но они, как магниты, притягивают внимание большинства читателей.
Юмор: Если ситуация позволяет и писатель/редактор знает толк в юморе, то почему бы и нет? Юмор заставит людей рассмеяться или, по крайней мере, улыбнуться, а в этом нет ничего плохого.
Проблема: Узнайте, что ваш круг читателей считает нависшей над ними проблемой, напишите на эту тему статью –  и читатель – ваш.
Достижения: Они всегда вызывают у нас приятные ощущения. Всегда приносят ободрение. Достижения в лечении болезни и приостановке свирепствующей эпидемии; в борьбе с безработицей и безграмотностью, с ущемлением прав человека и ненавистью, – все эти достижения дают нам почувствовать себя лучше. А мы любим читать о том, что заставляет нас чувствовать себя лучше.
Успех: Триумф, победа над невзгодами, пройденный этап, просвет в  беспроглядной мгле, выяснение причины замешательства. Редакторам следовало бы записывать такие воодушевляющие события.
Неизведанное: Как таинства просторов вселенной, так и микроскопические атомные миры завораживают нас. От глубин океанов до небесных высот –  любопытство человека простирается над всем, что ещё не познано.
Неординарное: Старинный принцип «человек укусил собаку», которому издавна следовали журналисты, всё ещё в силе. Промышленному магнату, уличённому в мошенничестве, вынесен приговор — обеспечивать постоянным доходом кафедру этики близлежащего университета; девочка пишет письмо о мире и любви, адресуя его Президенту Советского Союза, и её приглашают на встречу с ним. Конечно же, это заинтересует читателя.
Нужды и запросы: Обо всём, что действительно необходимо Вашим читателям, они будут читать. Можете не сомневаться.

О чем нужно помнить при выборе темы?

Подумайте, кто Ваш читатель, для какой группы людей Вы пишите. Каковы их нужды и интересы? В каком стиле лучше всего писать для этой аудитории? Сравните, каким языком Вы будете писать для молодежной странички и для рубрики размышлений на тему христианской апологетики. Каков уровень образования тех, для кого Вы пишете?
Какой длины должна быть Ваша статья? (Сможете ли Вы раскрыть тему в этих рамках?)
Знаете ли Вы, что может побудить людей читать Вашу статью? Чем можно обосновать важность выбранной Вами темы?
Во-первых, тема Вашей статьи не должна быть пустяковой. Пишите о том, что волнует многих. Например, проблема подросткового суицида более актуальна, чем проблема суицида медового месяца.
Вам нужно быть знатоком в той области, о которой Вы пишите, или иметь возможность изучения этой темы. Если я сейчас начну опровергать Дарвиновскую теорию эволюции, не имея ни малейшего представления о его трудах, ни возможности пообщаться со специалистами в этой области, то моей статье, скорее всего, будет грош цена. Даже непосвященный, а просто образованный человек увидит мою некомпетентность. А значит, мое мнение не будет для него авторитетным.
Во-вторых, тема должна быть злободневной для читателей. Даже самый яркий и дорогой сердцу христианина пример из Библии для неверующего человека тускнеет по сравнению с тем, что произошло сегодня в мире. Поэтому проводите параллели с насущными проблемами. 
В-третьих, она должна быть запоминающейся. Пусть ваша идея сверкнет, как жемчужина. Вам наверняка приходилось наблюдать, как люди нараспев цитируют родным и соседям удачные высказывания из газет.
Тема не должна быть узконаправленной. Конечно, это не значит, что нужно писать обо всем сразу. Если Вы описываете случай из жизни изобретателя-рационализатора, позаботьтесь о том, чтобы сделать эту историю близкой и понятной практически любому читателю.
Помните об особенностях устной и письменной речи. Не нужно делать из статьи проповедь.


Практическое задание 1

1. Выберите 3 темы и предложите варианты их сужения!

  • алкоголизм;
  • беспризорники;
  • воспитание детей;
  • деньги;
  • женщина и христианство;
  • знаменитости и христианство;
  • история церкви;
  • кризис подросткового возраста;
  • наука и религия;
  • наше отношение к искусству;
  • отношения в семье;
  • сбывшиеся пророчества Библии;
  • святость;
  • что такое любовь.

Практическое задание 2

1.Запишите напротив каждого пункта свои собственные идеи!
А) ИДЕИ ИЗ СВОЕЙ ЖИЗНИ
Чему я уже научился сам и мог бы научить других?
Практические навыки
Навыки общения
Уроки из Писания
Уроки, вынесенные из личного опыта
Чему бы вы хотели научиться?
О чём бы вы хотели узнать больше?
Тема из Писания
Историческое событие или личность
Какие темы вызывают у вас чувство возмущения?

Б) ИДЕИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
С какими проблемами им приходится сталкиваться?
Какие вопросы они задают?
О чём они говорят?
Захватывающее свидетельство

В) ИДЕИ ИЗ НОВОСТЕЙ
Какое влияние это событие окажет на жизни верующих?
Как это может повлиять на их будущее?
Какие вопросы становятся актуальными в связи с этим событием?
На какие вопросы наталкивает эта статистика?

Творческое задание

1. Используя одну из своих идей (указанную в практическом задании), попробуйте написать небольшую статью.

 

Редакция газеты «Для ТЕБЯ» заявляет исключительное право на все материалы курса. Любое несанкционированное копирование, тиражирование и распространение мы будем рассматривать как противозаконное.

Введение
урок #1
урок #2
урок #3
урок #4
урок #5
урок #6
урок #7
урок #8
урок #9
урок #10
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100