Для ТЕБЯ - христианская газета

Курсы журналистов

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

ЖУРНАЛИСТИКА ДЛЯ ТЕБЯ

Урок #8

Отчего журналистские сочинения бывают скучными?

Не секрет, что иную статью проглатываешь в один присест, а для прочтения другой нужно прилагать волевые усилия. Это объясняется разными причинами. Но основная среди них — монотонность, однообразие повествования.
Мы хотим поговорить с Вами о нескольких наиболее выигрышных способах "развеселить" Ваши статьи. Для начала несколько общих психологических моментов по написанию хороших статей.
1.Читайте как можно больше хороших сочинений. Пусть это будут не только газеты и журналы, но и художественная литература или путевые заметки. Обращайте внимание на то, что придает этим текстам живость.
2.Выбирайте темы, в которых Вы уверены. Прекрасные сочинения получаются, когда автор пишет с удовольствием.
3.Определитесь, для кого Вы пишете. Знание жизни читателей поможет Вам лучше донести до них свои идеи. Например, говоря о зависти, Вы могли бы привести разные примеры предметов зависти в зависимости от того, пишете ли Вы для:

  • молодых незамужних женщин
  • мужчин среднего возраста
  • мужчин и женщин старше 60 лет

Кстати, попробуйте подобрать подходящие примеры для этих категорий людей!
4.Всегда изучайте больше, чем необходимо. Это поможет Вам выбрать лучшее из того, что Вы нашли. Самые интересные материалы получаются, когда собранной информации в пять раз больше, чем освещено в статье.
5.Знайте, что Вы хотите сказать, прежде чем начнете писать. В хорошем сочинении внимание сосредоточено только на одной главной идее. Все, о чем говорится в статье, должно относиться к этой идее. Какую одну мысль извлечет из моей статьи читатель? Когда мы только начинали нашу работу в "Для тебя" у многих авторов был соблазн вылить на бумагу все мысли сразу. Кто-то принес нам рукопись, повествующую и о жизни без Бога, и о причинах покаяния, и о проблеме поиска истинной религии, и о взаимоотношениях с неверующими друзьями, и о том, как вера в Бога изменяет жизнь. Все это — прекрасные мысли для личной беседы с человеком, но для статьи, увы, не подходят. Здесь притаился десяток-другой совершенно разных тем, которые нужно опознать, выделить, развить и оформить в отдельную статью, например, какой-нибудь один аспект "жизни без Бога", скажем, страх перед смертью или зависимость от финансовых проблем, и ясно и четко донести до читателя единственную мысль: "Бог избавляет от страха смерти" или "Бог учит нас не заботиться о еде и одежде".
6.Пишите, чтобы выразить, а не поразить. Некоторые писатели думают, что все, что они пишут должно иметь глубокий смысл и быть представлено в изысканной форме. Они полагают, что громкие слова и причудливые цветистые фразы придают их сочинениям важность.Это совсем не значит, что ученые должны на примитивном уровне объяснять своему отсталому собеседнику, что атомы просто миниатюрные бильярдные шарики, а гены— это крохотные бусинки на пружинке. Нет, мы должны называть лопату лопатой, а полиморфонуклеарньй лейкоцит — полиморфонуклеарным лейкоцитом, мешают восприятию не длинные слова и не новые идеи, а вычурный синтаксис и неуклюжие стилистические изобретения, которых не найдешь нигде, кроме научной литературы. Ведь никто не протестует, когда политические обозреватели насыщают свою речь политическими терминами. Необходимо показать всю нелепость такой манеры выражаться:
"— Папа, я не хочу есть на завтрак овсянку! Можно мне немножко кукурузных хлопьев?
— Нет. Мама выдвинула предположение, что ввиду похолодания будет полезно повысить температуру твоего тела путем поедания тобою овсянки. Кроме того, ввиду вышеупомянутых температурных условий твои связанные бабушкой перчатки и пальто с теплой подкладкой и капюшоном несомненно должны быть надеты".
Вы, конечно, можете возразить, что ни один нормальный человек не станет так говорить за обеденным столом. Верно. Но как только речь заходит о фотонах или генах, многие ученые совершенно автомати­чески переходят именно к такой тарабарщине...
Помните, что основная задача сочинения — донести информацию, т.е. помочь кому-то еще понять что-то. Поэтому сосредоточьтесь на том, что поможет читателю понять, а не поразит его воображение.
7.Пишите своим собственным стилем. Учитесь у других писателей, но не пытайтесь им подражать. Не пытайтесь звучать, как кто-то другой. Пишите так, как Вы говорите. Пользуйтесь тем же языком, на котором бы Вы объясняли что-нибудь своему другу. Лучшие сочинения звучат естественно.

О способах вдохнуть жизнь в Ваши произведения

1.Используйте констатацию фактов. " Чечня, 1997 год. Майор Александр Вильдяев чудом избежал смерти в чеченском плену. Он выжил потому, что уверовал в Бога..."
2.Используйте описание.
а) репортажное — картинки с натуры. Например, передача услышанного:
" Серег, рискни погонами своими, погонами-то рискни. Подумаешь, снимут погоны с тебя! Ты посмотри, кругом же история происходит, ну ... творится. Войдешь в историю. Погибнешь вместе со всеми или героем выйдешь". Или типичное, классическое описание: "Первый человек, которого повстречали, был высокий, крепкий старик с окладистой бородой, который методично подметал шоссейную дорогу возле двухэтажной "избы" с прибалтийскими островерхими верандочками и гаражом на две машины. А по другую сторону шоссе, за стенной камыша и ивы, синело озеро, и над спокойной водой носились низко с пронзительными криками чайки",
б) реконструктивное описание. Требует значительной исследова­тельской работы
"Бревенчатый вытянутый неуютный дом — всего их было три, огороженных забором. Назывались они дачами "Экспортлеса"; на самом деле ими распоряжался НКВД. Семья Цветаевой занимала две комнаты ( девятнадцать и семь метров ) и террасу".
3.Прием повествования также может иметь репортажный и реконструктивный характер:
а) повествование от лица одного из участников события:
"Две или три тысячи народу взялись за руки. Шеренга получилась во всю ширину Садового кольца, и не в одну цепочку, а плотная такая. Танки шли колонной. Дошли до толпы и остановились. Тут женщины побежали вперед к танкам, крича: "Остановитесь!" Автоматчики вдруг начали стрелять..."
б) повествование, реконструированное позже со слов других людей:
" — Конечно, Валера, ты прав. Убьем, зароем, и шито-крыто. Ищи-свищи! И как это мне самой в голову не пришло?
— Где, в каком месте? — спросил Ткаченко.
-- Кислюк сказал, что надо ехать за город, в места, которые он хорошо знает. Лесистые, глухие..." (Ясно, что журналист не мог быть свидетелем этого разговора, а восстановил его со слов самих обвиняемых)
4.Свои выводы журналист может преподнести в виде характеристики. Характеристика не обязательно должна быть сухой и абстрактной. Она может быть различной по своей эмоциональности: от нарочито официальной до ядовито-саркастической.
"Вера Васильевна должна быть забитой, униженной, опустошенной. А она — другая. Измученная жизнью, но не предъявляющая к ней никаких претензий. Исстрадавшаяся, но не ожесточенная. Обладающая личной структурой или хребтом. И --самоотверженная, прощающая"
5.В проблемно-аналитических материалах часто используют объяснение:
"Заметили ли Вы, что в современных шлягерах редко бывает больше двух куплетов? Наверное, на большее у авторов не хватает фантазии. В поисках новых идей творцы хитов время от времени обращаются к мало изученной ими области — богословию. Причем разбираться в нем они не считают нужным: мол, предмет туманный, фантазируй сколько душе угодно".
6.Еще один прием — рассуждение. Читатель вместе с автором проходит путь от проблемного вопроса до постижения сути предмета.
"Даже словарь атеистического государства говорит о суеверии как о вере в сверхъестественные силы, следовательно, и борьба с ними возможна только на духовном уровне. Отсюда вопрос: Разве деревяшка, кусок подковочной железяки или три плевка в левую сторону смогут защитить нас от этой слепой и темной силы?
Тогда кто же нас защитит? Мне лично ясно одно. Сами себя мы защитить не сможем, так как мы существа из плоти и крови. И мы порой сами ослеплены темными инстинктами, примитивными желаниями и бездуховностью. И поэтому только лишь опаленные Христовой истиной, мы сможем прорваться через этот мрак путем молитвенного просветления и духовного прозрения. Ибо сказано: "Я — свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни". Иоанна 8:12.
7.Иногда полезно использовать типизацию. Это изображение неких условных картин, обобщенных образов.
"Девчонки пачкают нежную кожу косметикой, а их мамы проводят часы в косметических салонах, стараясь вернуть лицу юношескую свежесть. Юнцы, чтобы выглядеть старше, курят, пьют, ругаются и заглядываются на взрослых женщин, а большие дяди, наоборот, ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом и заводят молоденьких любовниц ".

Не расстраивайтесь, если кто-то уже сказал об этом до Вас

Существует масса истинных шедевров словесного творчества. Они могут приобрести новое звучание, если Вам удастся умело использовать такие приемы как
1. словесная инкрустация
"Я выбираю лишь "эффектные" преступления. О таких вызывающих своей "обыденностью" зевоту, как: "По пьянке пырнул ножом...","В драке ударил кулаком, а он упал и умер.. .","Сидели на берегу реки, а тут ребята, с другого поселка...", я не упоминаю, им несть числа. Скучно..."
2. цитирование
"Проглотила любимых пучина, — И разрушен родительский дом,» —
как сказала о ее судьбе Анна Ахматова".
3. ссылка
"Сегодня же бить себя кулаком в грудь и кричать, что "все мы родом из Киева", — занятие безнадежное. Как выражался матрос-анархист из фильма "Александр Пархоменко":— Нас на конвульсию не возьмешь, товарищ".
4. изложение
5. переосмысление
"Приехав в город Челябинск, забрел на выставку скульптур и заскучал тотчас от идиотских улыбок дюжих горняков и сталеваров. Милая девушка-гид почему-то прониклась ко мне доверием и шепотом посоветовала посетить свалку горсада . Там из кучи хлама, гипсовых обломков тянул свои покалеченные руки-крылья Икар. Разглядывая его, я подумал, что древний миф предостерегал Икара вовсе не от лучей солнца, а от людской злобы и тупости. Они всегда постараются обломать смельчаку крылья..."
Самое главное в применении этих приемов не съехать на банальность.

Используйте все доступные Вам средства выразительности

1.Сравнения: "Асфальт шоссе раскалился, словно железный лист на прокатном стане".
2.Понятия близкие читателю: Вместо "волна высотой в 10 метров" скажите "волна высотой с трехэтажный дом". Метафоры: Библия подобна инструкции по управлению автомобилем...
3.Употребляйте слова родного языка, вместо иностранных, и простые, вместо витиеватых. Если, конечно, Вы не преследуете какой-нибудь особой стилистическом цели. Например, передача иронии.
4.Употребляйте точные слова. Пишите "гидравлический пресс", вместо "приспособление" и "тома Толстого", вместо "книги".
5.Избегайте клише, избитых фраз, штампов, "христианских слов". "Невозможно переоценить значение...","Хорошо известно, что...", "Зарубежная пресса сообщает..."
Неверующие люди могут не понять языка христианской "субкультуры". Даже христиане по-иному смотрят на некоторые "старые" истины, если Вы будете стараться выражать их по-новому.
6.Следите за логической связностью Вашего сочинения. Не пере­скакивайте с одной мысли на другую. Используйте связки или пере­ходы. Но помните, если уж Вы начали абзац со слов "из этого следует", то желательно, чтобы он и вправду вытекал из вышесказанного.
7.Позвольте логике властвовать над Вашими эмоциями. Объясняйте читателю причины Вашего возмущения по тому или иному поводу. Часто небольшую заметку пропагандистского или критического толка приходится перечитывать трижды, пока поймешь, кто же на кого обижен и что, собственно, плохого он сделал.
8.Используйте жаргон. Он дает читателю ощущение проникновения в новую для него сферу, позволяет лучше узнать язык специалистов или, например, политиков.
9.Избегайте автоматического использования слов. Почему все дела должны быть "крупными", все отчеты "шокирующими", все убийства "жестокими", все проблемы "широко распространенными" и т. д. "Бурный протест", "широкая огласка" или "многочисленная манифестация" также не всегда точно передают то, что было на самом деле, а значит запутывают читателя.
10.Берегитесь модных словечек и оборотов. Они быстро приедаются и начинают раздражать. Лучше создавайте свои собственные словечки, выражения, тон. Будьте собой.

Иллюстрации

Иллюстрации несут дополнительную информацию, передают настроение или атмосферу событий, описанных в статье, притягивают глаз, разбивают текст, останавливают мгновенье. К тому же они и сами по себе обладают художественной ценностью. Однако вряд ли художественная ценность — первое, что приходит на ум при взгляде на множество фотоснимков, заполняющих газеты. Им не хватает жизни, реализма и информативности. Практически все они — принудиловка, от которой нечего ждать хороших кадров для миллионов тиражей. Вот ужасающие примеры этих фотографий:
На паспорт.
Это снимок, на котором помещаются голова и плечи фотографируемого. Хорош на своем месте (в нижней части полосы малого формата, при умеренном использовании и при разнообразии типов внешности фотографируемых). Беда в том, что это почти исключительно мужчины средних лет в костюмах. Если пользоваться такими снимками чрезмерно, то газета будет похожа на альбом с марками.
Рукопожатие.
По непонятным причинам эти снимки почти всегда делаются в тот момент, когда фотографируемые стискивают друг другу руки, одновременно осклабившись в камеру. В реальной жизни люди при рукопожатии смотрят друг на друга, а не вправо или влево. Для таких снимков нет никаких оправданий. Их следует просто запретить.
Строй.
Такое бывает, когда группа людей что-то делает или сделала, но газета не успела запечатлеть действие. Напротив, фотограф прибывает как раз вовремя, чтобы снять всех участников, выстроившихся в одну линию плечом к плечу, словно перед неминуемым залпом расстрельной команды. Такой снимок также не должен увидеть свет. Если нужно снять группу людей, расставьте их неформально либо так, чтобы это отражало само событие.
У меня что-то есть.
Обычно это снимок кого-то, кто выиграл или сделал что-то, и мы видим, как на фотографии он держит свою награду, картину или что там еще. В большинстве случаев эти люди улыбаются в камеру и, стесняясь, сжимают предмет своей гордости. Среди вариантов: человек тычет пальцем в награду, склоняется над ней, улыбается, валяет дурака. На таких снимках рабочие держат в руках инструменты, фермеры — колосья, а спортсмены — футбольные мячи. Такой снимок всегда следует заменять тем, на котором человек действительно делает то, благодаря чему попал в газету.
За своим столом.
Эту категорию снимков обычно приберегают для боссов. Такие фотографии делаются в офисе, когда герой (или героиня) снимка тупо пялится в камеру, либо, что еще хуже, делает вид, что разговаривает по телефону или просматривает документы, глядя при этом в объектив. Эта абсурдная и нереалистическая поза выставляет и его, и газету дураками. Вместо него следует использовать либо портретный снимок более высокого художественного достоинства, либо сфотографировать человека во время реального разговора.
Указующий перст.
Эти снимки сделаны, когда фотограф газеты опоздал на место происшествия. Мы видим на таких фото, как человек показывает пальцем туда, где обнаружили труп, где видели НЛО, спасли ребенка и так далее. Разумеется, и в реальной жизни люди показывают на что-то пальцем, но обычно они в этот момент не одни и указывают остальным на что-то конкретное.

Если у вас есть задатки фотографа, украшайте свои работы иллюстрациями. Хорошее фото способно жить на страницах газеты и само по себе, например, под рубрикой стоп-кадр, лица улицы, один день из жизни..., фоторепортаж. Современным газетам особенно недостает динамичных, профессиональных, отечественных фотографий. Когда мы говорим «динамичных», то имеем ввиду «изображающих людей, занятых реальным делом». Когда я говорю «отечественных»... Приведу такой пример, однажды меня осенила идея, которую непременно должен был иллюстрировать родной «советский» дачник, копающийся в огороде. Как ни странно, нечто подобное в последний раз появлялось на страницах отечественных изданий еще в советские времена, свежие журналы и газеты на сельскохозяйственную тематику ограничивались «портретами» лопат и аппетитных фруктов, подобранных в каких-то импортных каталогах. Мир фотомоделей потихоньку вытесняет из нашей периодики «непривлекательного» обычного человека. Такое чувство, словно некоторым провинциальным фотографам просто лень лишний раз тащиться на место происшествия.
Используйте в газете и свои художественные умения: карикатуры, наброски, графические иллюстрации.

Чтобы вас услышали

  • Говорите только тогда, когда у вас есть, что сказать.
  • Интересно говорит тот, кто много читает, участвует в жизни общества, посещает культурные заведения, дискутирует с товарищами, путешествует.
  • Для обогащения своего словарного запаса читайте произведения авторитетных авторов, слушайте квалифицированных ораторов и при случае записывайте слова и выражения, которые вы хотели бы употреблять в своей речи.
  • Определите, какие слова вы употребляете слишком часто, и старайтесь заменить их другими словами и выражениями.
  • Чередуйте длинные и короткие предложения. Длинные предложения тяжело воспринимать и понимать. Нагромождение коротких предложений делает речь монотонной.
  • Частое употребление личных местоимений вместо имен людей, может привести к неправильному пониманию сказанного.
  • Предложение, в котором несколько существительных стоят подряд, воспринимается тяжело.
  • Вопрос – очень удобная форма побуждения. Задавайте вопросы. Мысли нужно донести до читателей. Употребляйте для этого эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты.
 

Практическое задание

1. Прочтите отрывок из статьи университетского учебника по истории литературы о романе Шарлотты Бронте "Джен Эйр". Перепишите материал более простым повседневным языком.
Например:

"Роман написан эмоционально, глубина чувств сочетается в нем с конкретностью описаний и остротой содержания".

"Шарлотта доверила бумаге самые сокровенные чувства. Кроме того, мы словно сами ощущаем ледяные порывы ветра в Ловуде или разглядываем замшелые стены Торнфилдхолла. Ее роман — не сказка о романтической любви, она окунает нас во все житейские проблемы не только нищей гувернантки, но и всей современной Джен Англии".

Ваш отрывок:

"Автобиографическое начало подчинено задаче изображения типичных явлений английское действительности. Таковы, например, сцены в Ловудской школе, где проходят детские годы героини. В них заключена большая глубина обличения. Система воспитания в Ловудском пансионе основана на подавлении воли воспитанниц, на искоренении духа непокорности и протеста. Суровый режим и жестокие наказания имеют своей целью сделать детей безропотными и покорными. Девочек приучают к смирению. Многие воспитанницы погибают, оставшиеся в живых оказываются сломанными морально".

2.Напишите один абзац, в котором говорится о том, что был жаркий день без употребления слова "жаркий".
3.Опишите пейзаж, открываюшийся из окна вашего дома.
4. Подберите более короткие и простые слова:

  • экстраординарный
  • утилитаризм
  • директива
  • интенсификация
  • инцидент
  • авангардный
  • аналогия
  • инициатор
 

Творческое задание

1.Прочтите отрывок из сочинения, не опубликованного в свое время в газете, и постарайтесь аргументировать почему!

Однажды мне пришлось слышать рассуждения людей, которые не знакомы со Словом Божьим. Они рассуждали об истине, где ее можно найти и каким образом познать. Много было высказано предположений на эту тему. Один молодой человек из этой группы людей, по всей видимости, мало искушенный во грехе, процитировал одного из древних философов, что истина находится в вине. Ни молодой человек, ни древний философ, по всей видимости не читали Библию, а если и читали, то не утруждали себя, чтобы глубже познать, о чем в ней говорится. В Библии на эту тему апостол Павел говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом». (Еф. 5 : 18)

  • Назовите слова, которые, на Ваш взгляд, следует вычеркнуть или заменить другими (какими?)
  • Определите стиль повествования: разговорный, художественный, публицистический, научно-популярный, официально-деловой. Нужно ли что-то изменить или усилить стилистическую окраску, как это сделать?
  • Вернитесь к приемам «оживления» текстов и предложите наиболее подходящий  для данной ситуации.
  • Перепишите отрывок на свой вкус! (Главное сохраните саму идею: может  ли христианин пить? Остальное на Ваше усмотрение.)

 

Редакция газеты «Для ТЕБЯ» заявляет исключительное право на все материалы курса. Любое несанкционированное копирование, тиражирование и распространение мы будем рассматривать как противозаконное.

Введение
урок #1
урок #2
урок #3
урок #4
урок #5
урок #6
урок #7
урок #8
урок #9
урок #10
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100